Почему плохие отношения между Узбекистаном и Киргизией? Конфликт Киргизии и Узбекистана: далее вся Средняя Азия

В Киргизии произошел крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками, получивший название Ошский.

Юг Киргизии (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области) занимает юго-западную часть Ферганской долины. Здесь все время существовал тугой узел самых разных проблем, противоречий и конфликтов, потенциальными источниками которых являлись неразвитость экономической инфраструктуры, ограниченность земельных и водных ресурсов, массовая безработица, религиозный экстремизм.

Национально-территориальное размежевание в 20-х годах ХХ столетия коренным образом изменило политическое положение Ферганской долины: она была разделена между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном; в каждой республике продолжало жить смешанное, многонациональное население. На территории Киргизии остались два узбекских анклава - Сох и Шахимардан, численностью примерно от 40 до 50 тысяч человек, а также таджикские анклавы Чорку и Ворух. В свою очередь и в Узбекистане имеется киргизский анклав - село Барак, относящийся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области.

Издавна равнинные участки Ферганской долины занимали оседлые земледельцы (главным образом узбеки), а в горах и предгорьях в аулах жили киргизы - кочевники-скотоводы. Оседлые земледельцы — основатели целого ряда городов, в том числе Оша и Узгена. Исторически сложилось так, что киргизов, живущих в этих городах, было совсем немного.

С середины 1960-х годов киргизы стали переселяться из горных аулов на равнину и заселять города и сельскую местность вокруг городов, но в конце 1980-х годов в городах Оше и Узгене узбеки значительно превосходили киргизов по численности.

Политика перестройки и гласности второй половины 1980-х годов породила подъем национального самосознания как киргизов, так и узбеков. Одновременно обострились социально-экономические проблемы, особо чувствительной стала нехватка земельных участков для жилищного строительства. Как правило, землю требовали выходцы из сельской местности - этнические киргизы, переселившиеся во Фрунзе (Бишкек) и Ош. Законодательство СССР запрещало выделять земли под индивидуальную застройку в столицах союзных республик. Недовольство киргизской студенческой и рабочей молодежи, живущей во Фрунзе, росло. Всю весну 1990 года в столице Киргизии шли митинги киргизской молодежи, требующей земли. В пригородах столицы не прекращались попытки самозахвата земельных участков.

В Оше с ранней весны 1990 года активизировались неформальное узбекское объединение "Адолат" ("Справедливость") и киргизская общественная организация "Ош аймагы" ("Ошский регион"), которая ставила задачу обеспечить людей земельными участками для строительства домов.

В мае группа узбекских аксакалов из Джалал-Абадской области обратилась к руководству СССР (председателю совета национальностей Верховного совета СССР Рафику Нишанову, первому секретарю Компартии Киргизии Абсамату Масалиеву и др.) с требованием предоставить автономию узбекскому населению юга Киргизии. В обращении указывалось, что коренным населением области фактически являются узбеки, численность которых в регионе составляет порядка 560 тысяч человек; в Ошской области, в зоне компактного проживания, узбекское население составляет больше 50%.

Среди узбеков недовольство дополнялось тем, что подавляющее большинство руководящих кадров составляли лица киргизской национальности.

На митинге киргизов, который состоялся в Оше 27 мая, его участники фактически поставили властям ультиматум. Они потребовали, чтобы им передали 32 гектара хлопковых полей колхоза имени Ленина, в котором работали, в основном, узбеки. Это требование государственные чиновники удовлетворили.

В узбекской общине это решение восприняли как оскорбление. Узбеки собрали собственный митинг, на котором также выдвинули требования властям: создание узбекской автономии и предоставление узбекскому языку государственного статуса.

Те из узбеков, кто сдавал киргизам жилье в Оше, стали массово избавляться от квартирантов. Это только способствовало разжиганию конфликта, тем более что выселенные из квартир люди (а таких, по некоторым данным, оказалось более 1,5 тысячи) также присоединились к требованиям передать участки под застройку.

31 мая власти признали, что решение о передаче 32 гектаров колхозных земель было незаконным. Однако на развитие ситуации это повлиять уже не могло: с обеих сторон проходили многочисленные митинги.

4 июня на поле спорного колхоза сошлись около 1,5 тысячи киргизов и более 10 тысяч узбеков. Противостоявшие митинги разделяла только редкая цепь сотрудников милиции, вооруженных автоматами. Из толпы их стали забрасывать камнями и бутылками, были попытки прорвать оцепление. В итоге сотрудники милиции открыли огонь на поражение.

Разозленные толпы двинулись разными путями в город, поджигая машины и избивая представителей "враждебной" национальности, попавшихся на пути. Группа из нескольких десятков человек напала на здание Ошского ГОВД. Милиция, снова применив оружие, нападение отбила.

После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. Наиболее ожесточенный характер приняли столкновения в Узгене - районном центре, который также являлся местом компактного проживания узбеков. С утра 5 июня там начались массовые драки между киргизами и узбеками, причем перевес был на стороне последних. За несколько часов сотни киргизов были избиты, представители киргизской общины стали покидать город. Однако уже к полудню в город стали прибывать организованные вооруженные группы киргизов из близлежащих сел. Они стали организаторами и участниками многочисленных погромов, поджогов, грабежей и убийств.

На помощь узбекской стороне прибыли группы поддержки из соседних Наманганской, Ферганской и Андижанской областей Узбекской ССР.

6 июня 1990 года в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километров от города.

По данным МВД Киргизской ССР и МВД бывшего СССР, в ходе массовых беспорядков 1990 года погибли 305 человек, пострадал 1371 человек, в том числе 1071 человек был госпитализирован, сожжено 573 дома, в том числе 74 госучреждения, 89 автомашин, совершено 426 разбоев и грабежей.

В Постановлении Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 26 сентября 1990 года "О событиях в Ошской области Киргизской ССР", принятом по итогам работы депутатской группы, указывалось, что "события в Ошской области Киргизской ССР явились следствием крупных просчетов в национальной и кадровой политике; запущенности воспитательной работы среди населения; нерешенности острых экономических и социальных проблем; многочисленных фактов нарушения социальной справедливости. Первые руководители Киргизской ССР, а также области не извлекли уроков из ранее имевших место в республике межнациональных столкновений, проявили беспечность и недальновидность в оценке ситуации об активизации националистических элементов и назревавшем конфликте, не приняли мер для его предотвращения".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ровно 5 лет назад, 10-11 июня 2010 года, на юге Киргизии вспыхнули межэтнические столкновения между жившими здесь много лет по соседству узбеками и киргизами. В Ошской и Джалалабадской областях беспорядки не прекращались четыре дня, погромщики использовали автоматическое оружие. Узбеки оставляли дома и бежали, спасая свои жизни. Узбекистан в те дни принял порядка 75 тысяч беженцев. Только по официальным данным, погибли 447 человек. Неофициально - в четыре или пять раз больше. «Лента.ру» нашла очевидцев событий и попросила на условиях анонимности рассказать, чему они были свидетелями.

Моих собеседников двое. Оба - жители приграничных городов между Киргизией и Узбекистаном. Сложность в том, что, разделившись формально, оба государства не могут это сделать на практике. Да, большая часть границы уже надлежащим образом оформлена, однако у нее зачастую весьма прихотливый рисунок. Акрам Ходжаев (имя вымышлено) - этнический узбек, живет в городе Кара-Суу Ошской области Киргизии. Город расположен вплотную к границе и узбекскому городу Карасу Андижанской области.

Акрам-ака не скрывает, что отношения между узбеками и киргизами, несмотря на видимое дружелюбие, всегда были напряженными: правда, как это часто бывает, проявлялся конфликт почти всегда только на бытовом уровне. Все поменял государственный переворот в Киргизии. 7 апреля 2010 года силы оппозиции запустили длительный процесс передела власти в стране, фактически изгнав сначала из Бишкека, а затем из республики президента Курманбека Бакиева. Беспорядки в Таласе и Бишкеке, по словам моего собеседника, привели в действие скрытый механизм обоюдной вражды.

«Между 7 апреля и 10 июня между киргизами и узбеками было несколько стычек, - рассказывает он. - Мы знали, что с обеих сторон есть провокаторы, усиливающие межэтнические трения. Но до какого-то момента нам удавалось все споры решить миром». В Оше Акрам занимался производством металлочерепицы, содержал небольшой цех. 10 июня 2010 года он ушел с работы в 6 часов и вернулся в Кара-Суу.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Погромы начались ближе к 10 вечера. В Кара-Суу об этом узнали поздно ночью, но не особенно встревожились. Говорили, что где-то собралась группа киргизов и напала на узбеков, однако информация была противоречивой - приходили другие вестники и утверждали, что, наоборот, группа узбеков напала на киргизов.

«Мы подумали, что это очередная стычка и к утру все успокоится. Утром 11 июня я даже собрался на работу в свой цех, но меня остановили знакомые и предупредили, что теперь в Оше все серьезно и лучше не рисковать», - вспоминает Акрам. В самом Кара-Суу погромов удалось избежать, так как жители забаррикадировали город. Все дороги, ведущие в Кара-Суу, заставили контейнерами, большими машинами, чтобы никто не мог войти и выйти. В тот момент город обороняли узбеки совместно с киргизами. «Все понимали, что погромщики в Оше и Джалал-Абаде - это провокаторы, приезжие из близлежащих кишлаков юга Киргизии, а потому важно было объединиться и не допустить столкновений и мародерства», - подчеркивает Акрам. И добавляет: «Кара-Суу мы тогда отстояли».

Вернуться в свой цех в Оше Акрам смог лишь через две недели. «Я зашел внутрь и не поверил своим глазам: все было разгромлено, сожжено и разворовано. Не осталось ничего, кроме одного станка», - отмечает он. Более или менее восстановить цех удалось лишь в начале июля. Он работал всего по три-четыре часа в сутки: опасность столкновений сохранялась.

Акрам по-прежнему живет в своем родном городе, но ездит на работу в Ош. Говорит, что отношения между узбеками и киргизами сейчас хорошие, однако некоторая напряженность ощущается.

«Многие мои знакомые и друзья-узбеки после июньских событий 2010 года покинули Киргизию, - подытоживает он. - Кто-то переехал в Узбекистан, кто-то - в Россию и в Европу. Все боятся повтора случившегося. Мы всеми силами стараемся больше не допустить такого».

Мой другой собеседник, Насретдин Дильбаров, крупный мужчина средних лет, долго отказывался от разговора на эту тему. Как и положено на Востоке, он сначала старался громко отшутиться, однако, когда я проявила настойчивость, Насретдин резко посуровел, внезапно обнажив седину в волосах. «Мы поговорим, только если вы не назовете мое родное село, откуда мне пришлось бежать», - выдвигает он условие. В его просьбе нет ничего неожиданного - в небольших поселениях вдоль границы каждый местный житель на виду. Соседи не хуже журналистов подмечают знаковые детали и легко вычислят героя публикации. А обиды здесь помнят долго.

Насретдин - один из тех, кому пришлось спасаться бегством в дни противостояния. Мы беседуем с ним в доме его сына.

«Когда вспоминают столкновения между узбеками и киргизами лета 2010 года, то говорят в основном об Оше и Джалал-Абаде и почти ничего о том, что было в нашем селе», - с горечью начинает он рассказ. Его село расположено совсем рядом с границей. Узбеки и киргизы там всегда неплохо уживались, и поводов для конфликтов не было. Но когда вечером 10 июня в селе пошли разговоры, что в Оше отряды киргизов жгут дома, убивают узбеков, жители высыпали на улицу. Началась паника.

Предчувствуя нападение, поздно ночью 10 июня женщины, дети, старики решили бежать к границе Узбекистана. «В нашем районе есть два-три села, где живут большей частью киргизы, - продолжает Насретдин. - Если идти через эти села, то добраться можно быстрее, там асфальтированная дорога. Но мы боялись, что их жители - киргизы - нападут на нас, поэтому двинулись в обход».

В толпе было около 10 тысяч человек. Насретдин-ака отправился в дорогу вместе с дочкой и внучкой. «Помню, как выскочил на улицу в летних тапочках, так в них и побежал. Тапочки слетали с ног, приходилось останавливаться, чтобы впотьмах отыскать их. Было страшно! Но все шли не останавливаясь», - говорит он.

Глубокой ночью беженцы вышли к узбекской границе. Обычно она всегда закрыта и строго контролируется Узбекистаном, но ночью ее открыли для женщин, детей и стариков. Пропустили и часть мужчин. «В Андижанской области нас разместили в специально приготовленных палатках, накормили, напоили. Всем нуждавшимся оказали медицинскую помощь, обеспечили медикаментами», - вспоминает Насретдин.

Пробыв в Узбекистане около двух недель, узбеки-беженцы засобирались домой. Возвращаться было страшновато, да и неизвестно, сохранились ли их жилища. Дом Насретдина-аки находился внутри махали (в исламском мире - квартал с местным самоуправлением - прим. «Ленты.ру» ), поэтому погромщики его не сожгли, но дом дочери сгорел.

Киргизские власти организовали для вернувшихся гуманитарную помощь: выдали продукты питания, одежду, одеяла: «Мою дочь обеспечили стройматериалами, и до зимних морозов родственники помогли построить ей вместо сгоревшего дома двухкомнатную времянку», - объясняет Насретдин. Его соседи, остававшиеся в дни погромов в селе, рассказали, что на следующий день после побега началась стрельба. Узбеки отстреливались из карабинов. Несколько человек были убито. Всего в селе ограбили и сожгли около 200 узбекских домов.

«Но человеческая жизнь так устроена, что все плохое забывается», - отмечает Насретдин. Сейчас в его селе узбеки снова живут по соседству с киргизами и хорошо ладят. Главное для всех сегодня - это спокойствие. Повторения тех событий не желает никто.

В мае 2011 года Международная независимая комиссия по исследованию событий на юге Киргизии представила отчет, в котором главной причиной конфликта был назван политический вакуум, воцарившийся в стране после государственного переворота в апреле. По данным отчета, 74 процента погибших были узбеками, 25 процентов - киргизами.

Ответственность за произошедшее никто не понес.

Кровопролитные беспорядки на юге Киргизии обострили отношения между киргизами и узбеками как в Киргизии, так и в Узбекистане. Обеим сторонам необходима помощь, рассказывают наблюдатели из региона.

Вооруженный конфликт, прошедший в середине июня на юге Киргизии, значительно повысил напряжение между киргизами и узбеками, признают опрошенные Deutsche Welle эксперты.

Хатимджан Якубов, специалист по гражданским делам адвокатской конторы в Оше рассказывает о фактах нарушения прав узбеков со стороны правоохранительных органов. Он рассказывает случай из своей практики, когда узбека по имени Азиз остановили работники ГАИ и, оскорбляя задержанного, потребовали, чтобы он покинул Киргизию. Азиз, по словам Якубова, действительно вскоре уехал из страны. "Под следствием находится еще один человек, - рассказывает адвокат. - Мало того, что он был избит, искалечен сотрудниками правоохранительных органов, в тюрьме ему сказали, что если он не выплатит энную сумму, то завтра он на свободу не выйдет и вряд ли доживет до следующего месяца".

В Оше, по словам Якубова, большая часть населения до сих пор боится выходить на улицу. "В Джалал-Абаде, говорят уже немножко стабильнее. А у нас ходит где-то 2-3 процента населения, остальные сидят дома, у них завтра начнется кризис, у них закончатся деньги, они не знают, что делать дальше".

Необходима психологическая реабилитация

Помимо оказания гуманитарной помощи жизненно необходимо проводить психологическую работу с местным населением, считает Жанна Саралаева, президент Ассоциации "Женщины - лидеры Джалал-Абада". Как киргизы, так и узбеки, которые обращаются в ее кризисный центр, сообщали об имеющейся у них неприязни друг к другу. "Не знаю, может быть, дальше, если все наладится, я переборю свою ненависть и буду общаться с ними, но пока у меня нет такого желания", - вспоминает Саралаева слова одной киргизской девушки, приехавшей из города Ош.

Конфликт заставил очень многих покинуть юг Киргизии или готовиться к этому. По оценке Жанны Саралаевой, особенно активно уезжают именно представители узбекского населения. "Они не уверены, что в скором время все наладится, потому что на носу выборы, и они не доверяют властям, которые пришли сейчас. И в общем, они беспокоятся за свою безопасность".

Отсутствие интеграционной программы

Рост взаимной неприязни между узбеками и киргизами отмечает и Руслан Ташанов, координатор проекта по предупреждению этнических конфликтов Общественного фонда за международную толерантность в Оше. "В первую очередь, проблема заключается в том, что есть люди, которые потеряли своих близких и которые потеряли свои дома. Однозначно у них много отрицательных эмоций накопилось, соответственно, опасность составляет то, что они могут пойти на крайние меры, то есть месть. Нужно поработать с этими людьми".

Ташанов в интервью Deutsche Welle заявил, что неправильно считать, что в стране дискриминируются этнические меньшинства. В подтверждение своих слов он привел ряд цифр. "В Киргизии функционировало 2 узбекских университета, 135 школ с узбекским языком обучения, драматический театр, 3 телевизионных канала на юге Киргизии, 5 газет. Такие условия для узбеков не созданы ни в одном другом государстве", – отметил Ташанов. - В правоохранительной системе, милиции около 30 процентов личного состава, по крайней мере, в городе Ош были из числа людей узбекской национальности". Отметим, что ранее местные правозащитники неоднократно выражали озабоченность тем обстоятельством, что ошская милиция, по их данным, состоит преимущественно из представителей киргизской национальности.

Руслан Ташанов отметил, что немаловажным фактором в конфликте стало отсутствие государственной интеграционной программы в Киргизии. "В тех сообществах, где киргизы и узбеки жили смешанно, конфликта однозначно нет. Были те районы, где киргизы и узбеки совместно патрулировали свой квартал, очень много таких районов, даже в городе Оше, однозначно могу сказать, что 75 процентов населения не участвовало в конфликте".

" Моральный долг " правительства

Вероятность новой эскалации конфликта не стоит преуменьшать, полагает Фархад Толипов, независимый политолог из Ташкента. "Приученное к столкновениям местное население надолго это запомнит и не успокоится, понимая, что и в 90-м конфликт имел место, через 20 лет снова все повторилось. То есть, кто гарантирует, что это не повторится еще? - отметил Толипов. - Поэтому местное население будет долго сохранять тревогу по поводу возможности всяких столкновений".

Для предотвращения конфликта, подобного июньским столкновениям, в будущем Толипов предлагает созвать встречу на высшем уровне между Киргизией и Узбекистаном. "Мы должны прийти к одному общему представлению, дать одинаковые оценки этого события, это очень важно с политической точки зрения, чтобы показать, что между Киргизией и Узбекистаном не остается оснований для трений, взаимных подозрений, что мы продолжаем сотрудничать", - отметил политолог. Кроме того, Толипов считает, что необходимо разработать стратегический механизм мониторинга за ситуацией в регионе с привлечением экспертного сообщества, ученых и официальных лиц двух стран.

Смягчить настроения в Киргизии, по мнению Толипова, могли бы официальные извинения правительства страны за то, что оно не смогло гарантировать жизнь и права своих граждан. "Это просто моральный долг. Все равно необходимо международное объективное расследование, а не субъективные мнения. Но моральный аспект никто не исключал. Поэтому я и считаю, что руководство могло бы, проведя траур, спустив флаги, еще и принести свои извинения. Это даже было бы по-мусульмански".

архив

Контекст

Правозащитники называют ситуацию в Киргизии гуманитарной катастрофой

Число узбекских жителей, пытающихся покинуть зону конфликта на юге Киргизии, достигло 80 тысяч. Жертвами межэтнических столкновений стали 117 человек, около 1500 ранено. Правозащитники говорят о гуманитарной катастрофе. (14.06.2010)

В ночь с 10 на 11 июня в киргизском городе Ош, где проживает значительное количество этнических узбеков, произошла массовая драка молодежи, которая переросла в беспорядки в разных частях города.

Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эти страны помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем.

Несовпадение этнических и государственных границ , берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является мощным конфликтогенным фактором.

В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тысяч человек. В Узбекистане же находится киргизский анклав село Барак с населением около 600 человек. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками произошел в конце 1980‑х гг., получивший название Ошский.

В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины. Миграция киргизов в города из сельской местности происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР проживала уже значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

В течение 1989 г . в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество "Ош-аймагы", участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного.

4 июня на спорном поле собрались узбеки и киргизы, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение . После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией.

По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте погибли около 300 человек. По неофициальным данным - в несколько раз больше.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тысяч кв. км проживают более 20 тысяч человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами.

С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г.

В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тысяч га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам.

Весной 2009 г . межэтнические столкновения в Киргизии произошли на севере республики, который традиционно считается более спокойным, чем юг с его многочисленным узбекским населением. Местом беспорядков стало селение Петровка Московского района Чуйской области, где, наряду с Бишкеком, проживает большая часть славянского населения республики. На территории Чуйской области сконцентрировано около 1/3, а в Бишкеке - еще 1/3 проживающих в Киргизии русских.

Среди жителей Петровки выделяются три основные этнические группы - киргизы, русские и курды. На территории Центральной Азии курды появились в советский период. В 1937-1938 гг. они были депортированы сюда из Азербайджана, а в 1944 г. - из Грузии. Различия в менталитете, культуре и образе жизни не раз провоцировали напряженность между местным и кавказским по происхождению населением.

В начале апреля 2009 г. проживавшего в Петровке 22-летнего курда обвинили в попытке изнасилования 4-летней русской девочки. Местным властям удалось временно погасить конфликт обещаниями справедливого суда. Однако судебного разбирательства жители Петровки так и не дождались. Конфликт перешел в активную фазу, когда повесилась бабушка девочки, не выдержав того, что прокуратура отвергла факт совершения преступления.

26 апреля киргизы, русские и карачаевцы начали громить дома и машины курдовБеспорядки были остановлены после того, как в Петровку были введены силы милиции, внутренних войск и СОБРа МВД.

27 апреля в селе состоялось сразу два схода аксакалов, в одном из которых участвовали только старейшины-киргизы, а в другом - курды. Первый сход выдвинул акиму (главе) района Кубанычбеку Сыйданову ультиматум с требованием выселить все проживающие в селении 110 семей курдов, которые в свою очередь обратились к властям с просьбой быть объективными и не допустить, чтобы из-за одного человека пострадали все курды.

27 апреля начался массовый исход курдов из Петровки, большинство которых к вечеру покинуло село.

В ходе ликвидации беспорядков были задержаны 84 человека, которые были доставлены в приемник-распределитель Бишкека, в том числе 11 несовершеннолетних, позже переданных родителям. Несколько человек в ходе столкновений получили ножевые, а два - огнестрельные ранения.

В начале апреля 2010 г . на волне массовых акций протеста к власти в Киргизии пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой.

19 мая в областном центре Киргизии городе Джалал-Абаде произошли столкновения на межэтнической почве между киргизами и узбеками , спровоцированные сторонниками прежней власти республики. По данным Минздрава Киргизии, в результате столкновений два человека погибли, за медицинской помощью обратился 71 человек.

Поздним вечером в Оше, где наряду с киргизами проживает много узбеков, произошла большая драка между молодежными группировками, которая переросла в массовые беспорядки. Крупная толпа собралась в центре Оша, возле гостиницы "Алай". Участники беспорядков жгли машины и громили магазины. Власти ввели чрезвычайное положение в городах Ош, Узген, а также Карасуйском, Араванском и Узгенском районах республики. В Ош введены войска.

По данным представителя пресс-центра Минздрава республики, число погибших в результате столкновений киргизов и узбеков в Ошской области Киргизии достигло 12 человек (данные на 11 июня). В больницы Ошской области обратились 126 раненых. Госпитализировано 94 человека, 10 человек находятся в тяжелом состоянии. Больше всего раненых - около 40 человек - обратилось в больницу села Кызыл-Кишлак Карасуйского района Ошской области.

Безусловно, мои впечатления - очень субъективны. К тому же я не могу гарантировать, что ещё через год они не изменятся, пока что они очень поверхностны. Тем не менее, считаю, что мой опыт в чём-то пригодится и читателям рассылки.

Для многих жителей России, да и для европейцев, все мусульмане - на одно лицо. Когда где-то в мире фанатики взрывают мирных жителей или забивают камнями слушателей западной музыки, размахивая при этом Кораном, поневоле складывается впечатление, что ислам - это сплошная агрессия. Мусульман боятся, потому что они - другие, живут по каким-то непонятным «понятиям», и это настораживает. По моим впечатлениям, с одной стороны, в мусульманских «понятиях» русский человек нашёл бы много такого, что ему бы понравилось, а с другой, мусульмане разных стран и народов - такие же разные, как и европейцы. Иранцы отличаются от арабов, арабы - от узбеков, узбеки - от киргизов. Они различаются так же сильно, как, например, шведы - с французами, а испанцы - с немцами. Просто мы с этими различиями не сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще объединять эти народы под одним ярлыком «мусульмане». Хотя тут тоже есть свои особенности: один и тот же священный текст, Коран, разные мусульманские народы воспринимают по-своему. Но поскольку здесь не дискуссия профессиональных религиоведов, о религиозных различиях лучше поговорить в другом месте и в другое время.

Знакомство мусульманской цивилизации с российской пока происходит с трудом. С одной стороны, количество таджикских и узбекских фамилий в статистике преступности говорит само за себя. С другой стороны - в Узбекистане и Таджикистане, да и в других бывших республиках Союза каждый месяц встречают гробы с телами соотечественников, погибших на просторах России - чаще всего заказчиков этих убийств так и не находят.

Несмотря на свой соционический опыт, в данном эссе я намеренно избегал «типирования» национальных менталитетов. Возможно, читатель попробует сделать это сам.

Азербайджанцы

В Питере - огромная азербайджанская община (мне кажется, из нерусских жителей Питера азербайджанцы занимают одно из первых мест - может быть, второе после русских). Заметил ещё, что питерские азербайджанцы старшего поколения часто дружат с армянами, если, конечно, дело не доходит до обсуждения недавней войны.

Внешность азербайджанца - скорее европейская, чем азиатская, если не считать чёрных вьющихся волос. Фигура - скорее широкая, но не «шкафообразная». Уголки рта и кончики бровей обычно опущены.

Азербайджанцы по характеру и внешне очень похожи на итальянцев. По моим впечатлениям, азербайджанцы легко вспыхивают, но так же быстро остывают и в целом незлопамятны. Поначалу меня даже удивляло, как два азербайджанца могут изливать друг на друга потоки ярости, а пройдёт неделя - идут друг к другу в гости, но не бить морду, а пить кофе и вместе смотреть телевизор.

Общение между азербайджанцами напоминает мексиканскую драму, при этом зрители волей-неволей становятся участниками этих маленьких драм.

Если говорить о проблемах, то для меня единственная проблема состоит в особенности азербайджанского менталитета: ко всему относиться очень «по-человечески». Азербайджанцы где-то инстинктивно считают, что правила существуют лишь постольку, поскольку люди не умеют договариваться, а договориться при желании можно даже с природой. Из-за этого бывает проблема с заполнением разного рода формуляров и отчётности - азербайджанцы их заполняют обычно аккуратно, однако очень неформально, и что-то обязательно пропустят, а потом спрашивают: «Ну неужели нельзя обойтись без всей этой тягомотины?» Зато данная особенность азербайджанцев оказывается бесценной именно тогда, когда нужно договориться с людьми неформально, неофициально. Более того, если вы хотите грамотно пропиарить себя или свой товар - обратитесь к азербайджанцу. Уверяю вас, он сделает это так, как вы бы никогда не сумели.

Ещё одна проблема (хотя - кому проблема, а кому и наслаждение): азербайджанцы тратят немало времени и сил на то, чтобы "выглядеть" в глазах соседей и знакомых. Как оценят то или это - для азербайджанца очень много значит. Нужно учитывать, что в самом Азербайджане человек обычно знаком со всем домом, и какая у него машина, какой новый костюм, где он работает, сколько потратил на свадьбу - обсуждает целый дом, а то и квартал, причём обсуждает долго. Впрочем, в отличие от "новых русских" из анекдота, редкий азербайджанец швыряет деньги на ветер. Шик - это когда можно позволить соседу похвастаться чем-то крупным, но "бирджа дафа" (только один раз), а сам хвастаешься какой-нибудь мелочью, но каждый день.

Узбеки

Внешне узбеки - приземистые, коренастые. Черты лица простые, как будто высечены из камня. Иногда среди узбеков встречаются высокие, сухощавые представители, но у них почти наверняка в роду есть иранские или туркменские корни.

Узбеки обычно долго не растекаются, говорят кратко и по существу. Народ малоэмоциональный, сдержанный. Среди узбеков попадаются говорливые и улыбчивые, но обычно улыбка говорящего не «заражает» всю компанию собеседников, а остаётся его индивидуальной особенностью (в отличие, скажем, от азербайджанцев или армян, которые если смеются, то вместе с ними смеётся и вся компания).

Главная положительная черта узбеков, которую не могу не отметить, - прирождённое трудолюбие. Если узбек понял задачу - ему можно доверять на все 100%. Тут главное - не требовать от человека додумывать, пытаться угадать тайный ход мысли, подтекст: узбеки очень это не любят. Даже если узбек хитрит, обычно его хитрость закопана неглубоко, однако и от других узбеки ожидают, что с ними не будут «вилять».

Узбеки не любят «растекаться мыслью». Они как Шерлок Холмс: то, что связано со своим делом, знают довольно хорошо и основательно, а всем прочим чаще всего не интересуются. Поэтому незнакомому человеку узбек может показаться ограниченным, упёртым. Такое впечатление может сохраняться до тех пор, пока дело не дойдёт до той сферы, где узбек - специалист. Тут с удивлением узнаешь, что человек знает не просто много, а очень много и подробно. Знание практических, важных для дела деталей, - черта, свойственная очень многим узбекам.

Теперь о грустном - о проблеме адаптации узбеков в России. Для большинства узбеков уклад российской жизни в корне отличается от того, к которому они привыкли. В Узбекистане даже в городах люди живут малыми общинами, где все друг друга знают, новости соседей становятся известны всему дому. С одной стороны, хорошо развита взаимовыручка, с другой - все обо всех знают почти всё, и это в какой-то степени людей сдерживает, служит моральным тормозом. Когда узбек попадает в большой город в России, то если у него здесь нет родственников или друзей - для него это тяжёлый шок. С одной стороны, он для всех чужой, никаких общин тут нет, и даже узбеки как-то меньше общаются друг с другом, с другой - точно так же не хватает внимания, большинство людей относится к нему безразлично. Среди приезжих узбеков немало людей культурных и интеллигентных, но разве об этом догадаешься, если в России бывший преподаватель университета может работать за прилавком? В газетах же пишут обычно о преступлениях, которые совершают люди малокультурные. Человеку не слишком далёкого ума из узбекской глубинки в больших городах России может «снести крышу» - у него может появиться ложное впечатление, что если в таком большом городе своровать или натворить чего похуже, можно легко затеряться незамеченным. К мелким правонарушениям русские, что греха таить, и в самом деле относятся пофигистично, а понятие «база данных следственных органов» в голову бывшего ферганского крестьянина не помещается. Не знаю, как в других городах, а в Питере достаточно взглянуть на аншлаги любого районного суда - и среди фамилий нерусских преступников большинство окажутся узбекскими, причём в основном по тяжким преступлениям.

В патриотических газетах много пишут о том, какую беду узбеки представляют для России. Но если подумать… А кто организовал поток узбеков в Россию? Разве на наших стройках заправляют узбеки, молдаване, таджики? Узбеков на стройку устраивают русские! Они же отбирают у узбеков паспорта и заставляют жить в нечеловеческих условиях. Узбек конфликтовать не умеет. Он может быть упёртым, может быть даже хитрым, но его деревенская смекалка - не самое лучшее оружие в большом городе, раз за разом ему приходится обламываться, а причины он понять не всегда может. Но если узбека однажды прорвёт, то мало не покажется.

Ещё одна проблема состоит в том, что узбеки пока что не представляют собой единую нацию, хотя сходство между жителями разных регионов Узбекистана, безусловно, есть. Узбекистан создан на обломках нескольких бывших империй - Бухарской, Хивинской и Кокандской. В Узбекистане до сих пор сильны местные кланы, а язык распадается на региональные диалекты, которые довольно сильно отличаются друг от друга - ферганский (на нём основан литературный язык), ташкентский, сурхандарьинский, хорезмский (испытал сильное влияние туркменского). Помимо узбекского языка, в ходу и другие местные языки - каракалпакский (близок к казахскому), уйгурский (отличается от узбекского в основном фонетикой, лексических различий мало) и таджикский (распространён в Самарканде, Бухаре и окрестностях - для узбека это язык совершенно непонятный). Значительная часть узбеков живёт на севере Таджикистана (Ленинабад, Куляб) и Туркменистана, а также на западе Киргизии (Ошская область). И тем не менее в поведении и обычаях узбеков из самых разных уголков Узбекистана есть общие черты, благодаря чему я и рискнул писать здесь об «узбекском менталитете».

Туркмены

Пожалуй, из всех жителей Средней Азии туркмены наиболее красивые внешне. И в одежде они очень опрятны. Мне приходилось видеть самых разных туркменов, но практически все они были одеты очень аккуратно и со вкусом. Женщины любят носить украшения и подбирают их очень тщательно. По манере общения туркмены немногословны, вежливы и очень скрытны, в свой внутренний мир не пускают даже после долгого знакомства.

Туркменский язык жителям других среднеазиатских республик понять непросто. Общих слов много, но проблема в произношении: туркмены говорят, как будто им в рот дует песчаная буря.

Если же говорить о проблемах... Как мне кажется, «отец нации» Сапармурат Туркменбаши - явление не случайное, а очень органичное для туркменского менталитета. У туркменов очень иерархичное общество, приказ старшего (по возрасту или положению в общине) - закон, который нужно исполнять немедля, не обдумывая. Материальное благосостояние - для туркмена очень большая ценность, а вот кроме вещей, пожалуй, «среднестатистический туркмен» мало чем интересуется. Туркменские женщины слывут ревнивыми и вспыльчивыми. Если туркмен - ваш сотрудник, то нужно иметь в виду одну проблему: туркмены очень самолюбивы. Поэтому они крайне редко признаются, что что-то не поняли, и обнаруживается это непонимание в самый неподходящий момент - когда дело уже сделано и поезд ушёл. По этой же причине говорить туркмену, что он что-то не умеет - задача заведомо безнадёжная. И так же безнадёжно спрашивать у туркмена, справится он с чем-то или не справится, поскольку сказать «не справлюсь» для него значит потерять лицо. Вместо этого нужно задавать целенаправленные вопросы, связанные со знанием деталей, а объяснять нужно на очень наглядных примерах: у большей части туркменов конкретное, а не абстрактное мышление.

Вместе с тем, нужно отметить, туркмены очень щепетильно относятся к своей репутации. Среди преступников и правонарушителей в России туркмены встречаются крайне редко. Община у них очень тесная, почти все друг друга знают, очень хорошо развита взаимопомощь (старший опекает младшего, младший беспрекословно подчиняется старшему). Если и попадает туркмен в российский суд, то обычно всего лишь за нарушение паспортно-визового режима.

Киргизы

У многих тюркских народов во внешности сочетаются как европеоидные, так и монголоидные черты, причём чем дальше на запад - тем более европеоидные. Но если азербайджанцы - почти полные европеоиды, то киргизы, напротив, в основной своей массе - классические монголоиды, зачастую круглолицые, невысокие, но плотные.

Киргизы очень уравновешенны, редко выходят из себя. Несмотря на все различия менталитета, в русской среде адаптируются хорошо. Киргизам свойственно что-то вроде буддийского пофигизма: если неприятность случилась, то она и должна была случиться. Киргизы обычно предпочитают говорить не твёрдое «да» или «нет», а «посмотрим»: обстоятельства-то по-разному могут повернуться. В случае несогласия предпочитают не конфликтовать, а спустить дело на тормозах.

Весьма критично к киргизам относятся узбеки, считают их ленивыми и хитрыми. Знакомая киргизка рассказывала мне, что в Узбекистане в ходу пословица: «Не спи долго - киргизом станешь». На юге Киргизии, в Ошской области, живёт много узбеков, и местные киргизы в основной массе двуязычны. Но соседство - это не только культурный обмен, но и делёж земель (а плодородных земель в Средней Азии маловато). С другой стороны, довольно тесные исторические и культурные связи существуют между киргизами и казахами (последних тоже называли «киргизами» до 1930-х гг.), хотя киргиз и казах друг друга на слух далеко не всегда поймут, киргизский и казахский языки - родственники, но не близкие, а «троюродные». Таджики и киргизы, как мне показалось, особого интереса друг к другу не испытывают. Зато с уйгурами киргизы легко находят общий язык.

Киргизы по своей натуре любознательны и новое впитывают довольно быстро. Опыт жизни между большими государствами выработал у киргизов искусство внешне приспосабливаться к среде, внутренне оставаясь самими собой. Возможно, за это они и слывут «хитрецами». С другой стороны - никто не хочет умирать. В истории было немало народов, которые погибли из-за своей излишней прямолинейности. То, что маленький киргизский народ сумел выжить, несмотря на геноцид, устроенный сначала царским правительством, затем большевиками вместе с китайцами, - большое достижение.

Всё же киргизскую «хитрость» приходится учитывать при работе с ними. Нужно учитывать, что если тот или иной киргиз льстит, рассыпается в твой адрес цветистыми фразами, постоянно повторяет «вы мой начальник», то за этим наверняка стоит желание ненавязчиво свалить на начальника основной груз проблем: вы же начальник, вы же всё умеете, а я - маленький человек, вот вы с этим и справляйтесь.

(окончание следует)