Доходы бюджета: понятие, виды, порядок уплаты. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления К неналоговым доходам государственного бюджета относятся

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным зако-нодательством, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие положения в области формирования доходов бюджетов, закрепляет отдельные виды доходов за бюджетами разных уровней, а также определяет нор-мативы отчислений от доходов вышестоящих бюджетов нижестоящим. Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, виды налогов и сборов, уплачиваемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. К законодательству об иных обязательных платежах относятся нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность и порядок уплаты различных видов платежей (лицензионных, таможенных, регистрационных и др.).

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени, взыскиваемые за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги, сборы и иные обязательные платежи составляют, как правило, около 90 процентов средств, поступающих в доходную часть федерального бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

1) доходы, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такими средствами являются:

Арендная либо иная плата за сдачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и другие доходы от использования имущества, входящего в государственную и муниципальную собственность;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия и другие неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В отношении штрафов и иных сумм принудительного изъятия установлен следующий порядок зачисления. Штрафы за нарушения законодательства об основах государственного строя Российской Федерации, о гражданстве Российской Федерации, о государственной службе, о выборах и референдумах, о воинской обя-занности и военной службе, о Государственной границе, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, а также за нарушения антимонопольного, трудового, валютного, таможенного, бюджетного законодательства (в части федерального бюджета) подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объе-ме. Суммы штрафов, применяемых в качестве санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за налоговые правонарушения, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим налогам (сборам). Суммы денежных взысканий за административные правона-рушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в равных долях в федеральный бюджет и бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Безвозмездные поступления - это средства, поступающие в доходы бюджетов в виде:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дотация представляет собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования;

субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии). Под субсидией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам в целях совместного финансирования расходных обязательств;

субвенций из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Субвенция представляет собой одну из разновидностей межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, воз-никающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Бюджетный кодекс закрепляет собственные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций).

В Бюджетном кодексе устанавливаются виды доходов, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы, к которым относятся федеральные налоги и сборы, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина и другие обязательные платежи. В состав неналоговых доходов федерального бюджета помимо общих неналоговых доходов включаются:

в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

по нормативам, установленным федеральными законами, прибыль Центрального банка Российской Федерации;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

в полном объеме - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), доходы от продажи такого имущества и доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями.

Все перечисленные виды неналоговых доходов учитываются в федеральном бюджете после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса к полномочиям Российской Федерации по формированию доходов бюджетов отнесено:

установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

федеральные законы о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах и федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы российской Федерации, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

внесение изменений в законодательство Российской Федера-ции о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В состав доходов субъектов Российской Федерации входят соб-ственные налоговые доходы, а также неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по формированию доходов отнесено введение региональных налогов и сборов, установление размеров налоговых ставок по ним и предоставление налоговых льгот в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу с начала очередного финансового года (в очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона о бюджете в законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных натогов и сборов.

В состав неналоговых доходов местных бюджетов включаются доходы, поступающие от использования и продажи муниципального имущества (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательствомРФ,законодательствомо налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов всех уровней бс рф

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга РФ.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

От управления средствами Фонда национального благосостояния.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства РФ.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ;

Долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ;

Паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговымирежимами,региональныхиместныхналогов, а такжепенейи штрафов по ним.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами кон­солидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

К налоговым доходам относятся:

    предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

    пени и штрафы.

Состав налоговых доходов.

    Налоги на прибыль:

налог на прибыль организаций;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на игорный бизнес;

    страховые взносы.

2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и ре­гистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в свя­зи с применением упрощенной системы налогообложения.

4. Налоги на имущество:

    налог на имущество физических лиц;

    налог на имущество организаций;

    налог на операции с ценными бумагами.

    Платежи за пользование природными ресурсами:

платежи за пользование недрами;

    платежи за пользование континентальным шельфом РФ;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    платежи за пользование лесным фондом;

    плата за пользование водными объектами;

    земельный налог и др.

    Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции: таможенные пошлины и др.

Налоги не только являются основой доходной части консолидиро­ванного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сбо­ров:

    федеральные налоги и сборы;

    налоги и сборы субъектов РФ;

    местные налоги и сборы (НК РФ).

Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюдже­тами различных уровней.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
4. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
иные неналоговые доходы.
5. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.


В соответствии с комментируемой статьей доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:
1) налоговые доходы;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления;
4) доходы целевых бюджетных фондов;
5) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В п. 2 комментируемой статьи определен состав налоговых доходов.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые действующим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Пени представляют собой денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Штрафами принято считать санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне.
Действующее законодательство о налогах и сборах допускает предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета.
В соответствии с действующим БК РФ к неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы.
Эти же виды неналоговых доходов, но в иной разбивке повторены в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации). В ней в группу "Неналоговые доходы" включены следующие подгруппы:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;
2) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
3) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
4) административные платежи и сборы;
5) штрафные санкции, возмещение ущерба;
6) доходы от внешнеэкономической деятельности;
7) прочие неналоговые доходы, например доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана.

Основные характеристики бюджетов различных уровней

К основным характеристикам любых бюджетов относят доходы и расходы бюджетов, а также разницу между ними (дефицит/профицит)

I. Доходы бюджетной системы России.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

В общем, доходы бюджета - экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления:

1. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. (вставить 1)

· К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

· К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог.

3) налог на игорный бизнес

· К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

2. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например: арендная плата; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств; средства, получаемые от передачи имущества, в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными кредитами; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий; др.);

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;



Поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и сборы);

Иные неналоговые доходы.

3. К безвозмездным поступлениям относятся:

- Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.Совокупность дотаций бюджетам территориальных образований (субъектам РФ и муниципальным образованиям) из вышестоящих бюджетов образует фонд финансовой поддержки.

- Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

- Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам распределяются между всеми территориальными образованиями по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в конкретном территориальном образовании.

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним , являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

II.Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

В общем,расходы бюджета - э кономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов. По своему материально-вещественному воплощению, бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

С 2014 года бюджеты всех уровней будут формироваться в новом «программном» формате на основе государственных или муниципальных программ. Каждая госпрограмма будет увязывать бюджетные ассигнования с результатами их использования для достижения заявленных целей. Таким образом, программный бюджет призван повысить качество формирования и исполнения главного финансового документа.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Программный метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами, способствует большей эффективности и прозрачности, а также усилению ответственности и подотчетности при расходовании средств.

Главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств;

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов .

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете.

III. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Одним из принципов формирования бюджетной системы РФ является принцип сбалансированности бюджета . Он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, соответствующим законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета (например: кредиты от кредитных организаций; государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; ссуды и кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, остатки средств на счетах по учету средств бюджета и др.).

Не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их размещении.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается предельный размер дефицита для каждого уровня бюджета РФ.

Для финансирования бюджетного дефицита, государство прибегает к заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Государственная или муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, когда государство в качестве гаранта берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых раннее юридическими или физическими лицами.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

В соответствии со и Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н "Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки, рассрочки по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, а бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств) являются формой расходов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. При этом предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек осуществляется только в пределах лимитов, отраженных в законе о бюджете соответствующего уровня власти.