Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. Возрастные нормы речевого развития детей. Другие игры с мячом

Форма речи

Примерный

возраст появления

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит нараспев звуки, например «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н» и т.п.)

2-3 мес.

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам многократно произносит слоги- ма, па, ба, на, да. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».Часто от малыша можно услышать звуки, которых не существует в природе и которые невозможно произнести.)

6 мес.

Лепетные слова (Ребенок использует в речи 6-10 облегченных слов, состоящих из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 мес.-1 год 2 мес.

Слова-предложения (До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание, которые в зависимости от ситуации могут выражать разные значения).

1 год 2 мес.-

1 год 6 мес.

Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова (например: «Мама, дай!»). Словарь ребёнка активно растет: примерно 50-70 слов (1,5 г), 100-300 слов (к 2 г.) большинство из слов – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы,

местоимения).

1 год 6 мес. –

2 года

Активный рост словаря (увеличивается в 3-4 раза). Общение активное с помощью развернутых фраз (3-4 и более слов), речь аграмматична. Ребенок хорошо понимает обращенную речь и содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, ф,фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова)

2 года-3 года

Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения (Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов). Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Появляется словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка). Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

3 года – 4 года

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

4 года-5 лет

Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. Ребенок активно пользуется обобщающими словами. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов.

5 лет-6 лет

Запас слов расширяется. На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему.

В речи использует синонимы, антонимы, начинает использовать отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов (умение определять количество и последовательность звуков и слогов, место каждого звука в слове), уметь составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

6 лет – 7 лет

1. На что обратить внимание:

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
  • . Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

2.Как можно помочь малышу в развитии его речи:

Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.

Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.

Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».

Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.

Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег».

Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе» и т.п.

Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)

Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.

Будьте с ребенком вежливы – с раннего возраста необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.

Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику, занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.

3. Когда обращаться к логопеду:

В 3 года, заниматься постановкой звуков не целесообразно. Ребенок не усидчив, и как мы знаем некоторые звуки ещё допустимо не произносить.

Если в 4- 4.5 года у ребенка нарушено произношение 1-2 звуков (обычно, Р, Л), то можно подождать до 5- 5.5 лет. Стоит обратить на это внимание и заниматься дома хотя бы артикуляционными упражнениями.

Если в 3-4 года, ребенок говорит предложениями из 1-2 слов, пропускает и заменяет слоги, имеет бедный словарный запас, то тут уже ждать не стоит. Занятия и игры по стимулированию речи, развитие речи и словаря необходимы, а артикуляционные упражнения укрепят, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения дальнейшем.

Таким образом к логопеду можно обращаться :

с 3 лет , если речь отсутствует или на уровне простых слов.

с 4 – 4, 5 лет , если нарушено произношение 7-10 звуков.

с 5 – 5, 5 лет , если в речи нет 1-2 звуков.


Развитие каждого человека и человечества в целом неразрывно связано с речью. Первые звуки человеческое дитя слышит еще в утробе матери. Младенец слушает голос мамы, звон погремушек и постепенно учится узнавать и различать разные звуки.

И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка.

Нормы и этапы речевого развития

На основании масштабного изучения речи детей разных возрастных категорий были составлены нормы развития речи детей. Для каждого этапа развития речи по возрастам характерны свои особенности и набор навыков и умений, о чем мы поговорим во второй части статьи. А пока просто обозначим главные вехи.

  • Этап первый : доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках его продлевают до 12 месяцев, включая в него и время произношения первых осмысленных устойчивых сочетаний звуков.
  • Этап второй : развитие активной речи (от 6-12 месяцев до 3 лет).
  • Этап третий : дошкольный (от 3 до 7 лет).
  • Этап четвертый : школьный (от 7 до 17 лет).

В попытках сравнить речевое развитие своего ребенка с каким-то авторитетным эталоном каждой маме необходимо помнить, что ни один малыш не обязан строго следовать чьим-то таблицам и вычислениям. Любые таблицы основаны на усредненной статистике, которая составлена по итогам исследований речи ДРУГИХ детей. Поэтому стоит весьма гибко подходить к вопросу речевого развития своего ребенка, учитывать целый комплекс других показателей его благополучия и не расстраиваться, если малыш чего-то пока не умеет.

Речь ребенка с года до 3 лет

Речь ребенка до года еще плохо структурирована. До 12 месяцев вообще принято говорить о доречевом общении. Это мимика, жесты, лепет, первые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш уже пытается называть окружающие вещи, людей и животных («ма», «ба», «кся» и т.д.), первые призывы, просьбы и простые действия («ам-ам», «дай», «бух», «ку-ку»).

С 1 года до 1,5 лет речь становится более обобщающей, не привязанной к конкретной ситуации. Конечно, понимает он в это время уже намного больше слов, чем произносит. Речь ребенка 2-3 лет уже более совершенна. Начинается активное накопление словарного запаса, появляется первое понимание грамматики речи: множественного числа, падежей, форм лица (я, ты, мы и т.д.), времен глаголов. В этот период родителям важно активно интересоваться, как развивать речь детей, больше говорить с малышами, читать им сказки, играть в речевые игры и всеми способами стимулировать говорение и расширение словарного запаса.

3-7 лет: время говорунов

Развитие речи у детей дошкольного возраста продолжается по нарастающей. Ребенок узнает все больше об окружающем мире, и речь спешит совершенствоваться вслед за новыми знаниями. Развивается слуховой контроль произношения: ребенок начинает осознанно слышать себя и управлять звукопроизношением. Улучшается грамматический строй речи. В 4 года речь уже содержит предложения с второстепенными членами, а к пяти годам ребенок уже может пересказывать недлинные тексты. К завершению дошкольного периода важно, чтобы у детей сформировалось правильное произношение и четкое различение звуков.

Именно в этот период у детей выявляются нарушения в развитии речи, поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя заметить проблемы. Нужно вовремя пройти диагностику у логопеда (если она не проводилась в садике, пройдите ее самостоятельно в местной ППМК или у частного специалиста). Как правило, речевые нарушения можно диагностировать у ребенка с 4-5 лет. Стоит отметить, что неразговорчивость или тихая речь не всегда являются признаком речевых расстройств. Это может быть индивидуальной особенностью, но выяснить это должен специалист.

С 7 до 17: обучение, общение, становление личности

Обучение в школе совпадает с периодом сознательного усвоения речи и активного практического пользования ею. Ни один школьник не представляет без речи ни обучение, ни общение со сверстниками. Большую роль начинает играть письменная речь школьника. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо не только хорошо усваивать речевую информацию, но и активно видоизменять слова, строить грамотные предложения, анализировать состав слов, уметь пересказывать большие объемы информации и выражать свои мысли речью.

Огромную важность в этот период приобретает качество словарного запаса. Не секрет, что школьники впитывают то, что видят, слышат, читают, поэтому задача родителей и педагогов – окружить ребенка интересной познавательной информацией и хорошими книгами, вместе посещать театры и выставки, предлагать только качественные знания, выраженные красивым, грамотным, «богатым и могучим» русским языком.

Пожалуй, ограничить развитие речи человека периодом от рождения до совершеннолетия будет неправильно. Каждый из нас развивается и учится всю жизнь. Но именно в детском возрасте закладывается основа для всех успехов и достижений ребенка в будущем, и грамотная, осознанная, качественно сформированная речь станет надежным помощником во всех его начинаниях.

А. Лобанихин:

Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире снова канал «Медиадоктор» и передача «Здоровое детство». В студии ее ведущие - я, Александр Лобанихин и Мария Рулик. Здравствуйте, Мария.

М. Рулик:

Здравствуйте, Саша.

А. Лобанихин:

Сегодня мы продолжаем тематику мультидисциплинарного подхода к детскому здоровью. У нас в гостях Лунина Анна Викторовна - логопед, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории, автор собственных методик. Здравствуйте, Анна Викторовна.

А. Лунина:

Здравствуйте.

А. Лобанихин:

Сегодня мы поговорим о речевом развитии, о нормах речевого развития и об отклонениях от этих норм. Начнем, как всегда, с нормального. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития и что за этим кроется?

А. Лунина:

Конечно, существует норма. Обязательно на эту норму мы всегда рассчитываем, обязательно отталкивается от определенных норм, когда с ним начинаем заниматься. И нормы эти начинаем смотреть буквально с рождения, потому что ребеночек рождается, месяца в 2 мы ждем от него гуления, агу, агу - вот это появилась первая норма. Дальше месяца в 4 и дальше, месяцев до 7 наступает период лепетной речи, когда ребенок много лопочет, появляются локализации, много гласных звуков - это тоже норма, это должно быть. Если этого в речи ребенка не наблюдается, родители не услышали моментов активного гуления, активного лепета, уже стоит немножечко для себя отметить, поставить галочку, не бегом еще пока бежать к логопеду, но уже про себя что-то отмечать, возможно, неврологу, своему педиатру об этом рассказать.

Дальше идет речевое развитие. Вообще речь - это не только произносительная сторона, но и понимание речи. Ребенок начинает отвлекаться, прислушиваться к звукам, вот это как раз догодовой период, когда ребенок прислушивается, что говорят его родители, обращает внимание на звуки, что происходит вокруг, поэтому всякие погремушки перед ним трясут. Дальше появляются уже первые слова где-то к годику. Они, конечно, аморфные, простые: «Ма, Ба, Да, Дай» - это тоже норма.

А. Лобанихин:

В любом случае играет роль провокативная позиция родителей, это все формируется при их участии - и гуление, и лепет, и первые фразы.

А. Лунина:

Обязательно, можно подсказывать, поагукать. Мамочки, папочки поют песенки, берут на руки, качают, это обязательно нужно делать, и причем как можно дольше качать на руках ребенка, можно даже трехлетку брать. Особенно если у ребенка задержка речевого развития, я рекомендую: родители, берите на руки своих детей, как можно больше тискайте, ритмично проговаривайте стишки.

Если у ребенка задержка речевого развития, я рекомендую: родители, берите на руки своих детей, как можно больше тискайте, ритмично проговаривайте стишки.

М. Рулик:

Речь связана еще и с моторикой, кто как развивается, даже ладушки-ладушки, понимание движения рук связано с речью. Это тоже зависит от родителей?

А. Лунина:

Не знаю, многие ли родители сейчас этим занимаются, но бабушки, прабабушки точно занимаются. Рекомендую всем это обязательно делать, Сорока-ворона, может быть, до годика это еще рановато, но потихонечку надо начинать, потому что ладушки вряд ли сыграют, а какие-то движения руками покажут. Это очень важно.

М. Рулик:

А что это дает, это облегчает понимание?

А. Лунина:

Конечно. Первая речь, которая появляется, это жестовая речь, то есть сначала жесты, показывают, указательные жесты, это то, что предшествовало речи в том понимании, какое мы придаем этому. Жестами, мимикой показываем, ребеночек тоже этим активно пользуется. А если у ребенка задержка речевого развития, так это вообще бывает до 3 лет единственный способ общения - жестовая речь, мимика, вокализация. Так что это важный этап, и им не следует пренебрегать. Если логопед работает с детьми, у которых задержка речевого развития, как он будет стимулировать речь? Конечно, через какие-то невербальные моменты. Сначала отрабатываем жестовую речь: «Повтори за мной что-то, покажи так, покажи здесь пальчиком, покажи на себе». Сначала взрослый называет: «Посмотри, вот это глазки», показываем все. А потом уже только начинается тот период, когда ребенок начинает активно сам говорить. До года что мы ждем? Появления слов, коротеньких, аморфных, простых.

А. Лобанихин:

Еще пока не прислушиваясь к качеству произношения?

А. Лунина:

Нет, до этого еще далеко. От года до трех такой момент бывает, когда не очень активно развивается словарь, ребенок начинает набирать в пассиве много слов, он прислушивается, запоминает слова, звучание этих слов.

А. Лобанихин:

Но пока не произносит?

А. Лунина:

Произносит, но мало, слов 10, может быть.

М. Рулик:

До какого возраста нормой считается замена слов? Часто дети в год говорят на корову - это му, собачка - это ав, кошка - это мяу, то есть они не могут произнести само слово, но обозначение. До какого возраста это норма?

А. Лунина:

Если трехлетка говорит еще «мяу» вместо «кошка», это уже, конечно, не норма, до 2 лет можно еще называть. Но если ребеночек в 2 года, имея активную речь и большой пассивный словарный запас, может сказать «киса» и все равно говорит «мяу», здесь нужно обязательно сказать: «Скажи киса», ребеночка нужно поправить.

М. Рулик:

Чтобы у него словарный запас расширялся?

А. Лунина:

Иначе он просто привыкает к этим словам, они могут надолго сохраниться. Нужно дальше двигаться, развивать.

М. Рулик:

С 2 до 3 самый интересный возраст.

А. Лунина:

С 3 лет мы ждем активные фразы, когда ребенок начинает соединять слова вместе. Но здесь они еще и грамматически могут быть не связаны, потому что ребенок сокращает слова, они все равно еще примитивные, понятные родителям, иногда непонятные окружающим, это тоже нормально. От 2 до 3 лет идет наращивание, фразы увеличиваются в размере, появляется гораздо больше слов в одном предложении, и слова уже приобретают более четкие границы, они становятся понятны окружающим, уже не сокращают так, как раньше, когда был совсем малыш. Это норма.

С 3 лет мы ждем активные фразы, когда ребенок начинает соединять слова вместе.

А. Лобанихин:

А когда они уже начинают говорить, как мы с Вами, в норме? После 3 или чуть попозже?

М. Рулик:

Где-то к 18-ти, когда сочинения в школе пишут, и то не всегда понятно, что они имеют в виду.

А. Лунина:

Сейчас очень много нарушений в речевом плане у детей, нарушений огромное количество, и это число детей с различными нарушениями возрастает, к сожалению.

М. Рулик:

А с чем это связано, по Вашему мнению?

А. Лунина:

Если бы знать, с чем это связано. Вы знаете, раньше, лет 40 тому назад никто не знал, кто такой логопед и чем он занимается. И я хочу сказать, что в школах тогда вообще логопедов не было, в садах-то тоже не во всех.

М. Рулик:

Специализированные сады были.

А. Лунина:

Да, и было достаточно мало таких детей, а сейчас много. И нарушений очень много разных, задержки речевого развития встречаются очень часто, позднее речевое развитие.

М. Рулик:

Задержка речевого развития - это диагноз или очень часто это сопутствующая проблема?

А. Лунина:

Сопутствующая проблема, поэтому нужно вовремя отследить и обратиться к специалистам. Если до 3 лет, в 2,5 у ребенка очень маленький словарный запас, ребенок говорит, предположим, 20 слов, не связывает слова во фразу, это повод для обращения к логопеду и обязательно к смежным специалистам, то есть к неврологу.

Если до 3 лет у ребенка очень маленький словарный запас, он не связывает слова во фразу, это повод для обращения к логопеду и обязательно к смежным специалистам, то есть к неврологу.

М. Рулик:

К кому первому?

А. Лунина:

Я бы посоветовала сначала сказать педиатру, неврологу и на третьем месте логопед, последовательность такая.

А. Лобанихин:

Что самое страшное может быть?

А. Лунина:

Задержки психоречевого развития. Задержка речевого развития может быть связана с каким-то органическим поражением, здесь нужно смотреть в целом, как развивается малыш физически, психически. Могут быть родовые травмы, гипоксия, асфиксия.

М. Рулик:

Тогда такие вещи должны были быть заметны раньше, мы же говорим, что к 2 годам ребенок должен эмоционально реагировать на что-то.

А. Лунина:

Не всегда родители замечают, и не всегда доктора замечают какие-то особенности в развитии, может быть, они не так много вопросов задают, может быть, родители не знают, что спрашивать. Но нужно обращать внимание не только на речь, а на то, как ребенок спит, как он засыпает, быстро ли он утомляется, во что ребенок играет, с какими игрушками, как он начинает общаться с окружающими, это тоже очень важно, чтобы отследить моменты коммуникации.

Нужно обращать внимание не только на речь, а на то, как ребенок спит, как он засыпает, быстро ли он утомляется, во что ребенок играет, с какими игрушками, как он начинает общаться с окружающими, это тоже очень важно, чтобы отследить моменты коммуникации.

М. Рулик:

Допустим, мы берем среднестатистического маленького ребенка, в 2 месяца он не гулит - к педиатру?

А. Лунина:

К педиатру.

А. Лобанихин:

Решаем вопрос - слышит, не слышит, скорее всего, с этим может быть связан проблема.

А. Лунина:

Может быть и с этим.

М. Рулик:

Хорошо, вроде загулил, какая-то речь появилась. К годику не реагирует, не понимает речь родителей. То есть к году чаще всего ребенок уже понимает, когда его зовут по имени, когда к нему обращаются, простые просьбы: «Дай мне мяч», «Возьми ложку», «Возьми печеньку», «Подойди», «Отойди», «Сядь», «Встань». На это тоже стоит обратить внимание, к году ребенок должен понимать?

А. Лунина:

Обязательно, понимает уже речь окружающих, простые инструкции понимает.

М. Рулик:

На что стоит обратить внимание? Понятно, что каждый ребенок индивидуален, у каждого ребенка есть свои особенности, у кого-то позже начал ходить, может быть, позже придет и понимание той же речи. Но в среднем должен понимать, когда к нему обращаются, к 2 годам должен говорить хотя бы простые слова, обращение?

А. Лунина:

Конечно. Некоторые родители говорят: «Нам на площадке сказали, что надо подождать». А бывает доктора в поликлиниках говорят: «Подождите, до 3 лет у Вас запас есть».

М. Рулик:

Бабушки говорят: «Ой, у меня сыночек тоже поздно начал говорить, в 3 заговорил, и Ваш заговорит».

А. Лунина:

И ждут. Но я не советую ждать, лучше сходить к неврологу, логопеду, проконсультироваться, может быть, и ничего страшного нет, может быть, логопед скажет, что действительно стоит немножко подождать. А возможно, он уже порекомендует какие-то занятия. Логопеды занимаются задержками не только речевого развития, но и с темпами речевого развития, когда немножечко темпы отстают, то есть ребенок набирает достаточно слов, но все равно до какой-то нормы немножечко не дотягивает. Некоторые логопеды любят считать: 20 слов в таком-то возрасте, 10 слов, 15, 30, 40, 50 слов. Некоторые родители тоже считают. Бывает: «Вы знаете, мой ребенок 1000 слов не говорит, я посчитала, у него 798, катастрофа, что нам делать, давайте заниматься уже». Есть такие тревожные родители. Но задержками темпов речевого развития тоже занимается логопед, помогает ребенку. Важно отследить более серьезные диагнозы, как, например, алалия.

М. Рулик:

Можно поподробнее, для меня это вообще слово незнакомое.

А. Лунина:

Это серьезное речевое нарушение, которое сопровождается органическими нарушениями. Этот диагноз обязательно подтверждается неврологом, и к работе с этим ребенком подключаются психолог, дефектолог, логопед. Нарушается центр, который отвечает за моторную речь ребенка, называется моторная алалия. Либо сенсорные центры, когда ребенок не понимает речь, он слышит, но не понимает - сенсорная алалия. А моторная - это когда понимание речи сохранено, а сказать не может, не понимает, как это сделать. Занимается логопед, работа серьезная и длительная. Важно не пропустить этот момент.

М. Рулик:

А по прогнозированию?

А. Лунина:

Достаточно хорошие прогнозы. Конечно, здесь важно заниматься, выбрать логопеда и последовательно выполнять рекомендации. Достаточно серьезная работа проводится в течение продолжительного времени.

А. Лобанихин:

В том числе и на фоне лечения основного заболевания, если оно имеет место быть, у невролога.

А. Лунина:

Обязательно.

М. Рулик:

Я просто могу сказать, что везде, даже в поликлиниках или в садах все говорят, что к логопеду после 4 лет.

А. Лунина:

Логопеды очень часто так говорят, я тоже это слышу на приемах.

М. Рулик:

И родители живут с четкой мыслью, что все, что происходит до 4 лет, все норма. Но они не знают, что надо идти к другому врачу, например, к тому же самому неврологу. Я хочу подчеркнуть, чтобы родители знали, что это вопрос, с которым можно обратиться к педиатру, неврологу, и он подскажет, нужен ли другой специалист или достаточно пока сейчас самостоятельных занятий плюс наблюдений невролога. А родители честно ждут до 4 лет?

А. Лунина:

Бывает такое.

М. Рулик:

Откуда взялась вообще эта цифра, почему 4?

А. Лунина:

Некоторые говорят после 5, некоторые после 3. Возможно, специалист посмотрел на данного ребенка и не увидел там никакой серьезной патологии - это первый вариант. Второй вариант - посмотрел логопед и сказал: «Приходите после 4 лет, я с вами позанимаюсь». Почему он так может сказать? Потому что он не знает, как заниматься этим ребенком, вот и все. А третий вариант - это когда логопед посоветовал заниматься после 4, такого ребенка после 4 проще посадить за стол и заставить его выполнять определенные рекомендации, задания и прочее, потому что малыша заинтересовать в своих занятиях достаточно сложно. Хотя есть специалисты, которые занимаются и до трехлетнего возраста.

М. Рулик:

Я всегда думала, что после 4 ставят уже произношение.

А. Лунина:

Да, вполне можно этим заниматься. И очень хорошо, если логопед начинает после 4 лет заниматься звукопроизношением. Но в некоторых садах очень часто приходят родители и рассказывают: «Нам сказали, 6 лет исполнится, подготовительная группа». Почему так бывает? Потому что с ребенком проще заниматься в 6 лет, посадить его за парту и выполнять с ним определенные задания, и результат будет быстрее, чем с четырехлеткой. И потому что надо к школе быстренько подготовить, к школе речь должна быть сформирована. Вообще, если опять возвращаться к нормам, к 6 годам речь, которую мы хотим услышать, не такая тяжеловесная…

С ребенком проще заниматься в 6 лет, посадить его за парту и выполнять с ним определенные задания, и результат будет быстрее, чем с четырехлеткой.

А. Лобанихин:

Не такая академичная…

А. Лунина:

Да, академичная и тяжеловесная.

М. Рулик:

Есть дети, которые нас с тобой заткнут за пояс в 6 лет.

А. Лунина:

Многие дети вполне рассуждают, философствуют, фраза развернутая, сложные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные, различные виды связи используют в 6 лет. И конечно, в 6 лет тоже полностью должно быть сформировано звукопроизношение. Это норма.

М. Рулик:

Но и в 6 лет это тоже поддается коррекции?

А. Лунина:

М. Рулик:

Некоторые считают, что если в 6 лет ребенок не выговаривает букву «Р», то ему это не суждено всю оставшуюся жизнь.

А. Лунина:

Нет, обязательно это нужно делать. На самом деле, звук «Р» можно в любом возрасте научиться говорить.

М. Рулик:

Я дочке не стала исправлять, зато по-французски прекрасно изъясняется.

А. Лунина:

Может быть, это приятно слышать. Мне слух режет.

М. Рулик:

Мы ходили к логопеду, отвели ее со звукопроизношением «Р», она посмотрела, послушала во всех остальных аспектах и сказала: «Ну только если конкретно с этим звуком работать. Вам надо?» Я говорю: «Не знаю». Мы решили оставить грассирующий.

А. Лунина:

А некоторые родители говорят: «Вот вырастет мой ребенок и скажет: «Мама, почему ты меня не научила?»» Почему раньше этим вопросом заниматься, до 6, или в возрасте до 8 лет, сейчас объясню. Дело в том, что ребенок привыкает к определенному артикуляционному укладу.

Теперь вернемся к звуковым нормам, в своем возрасте должны появиться определенные звуки в онтогенезе. Например, такой сложный звук, как «Р», твердый, он появляется и в 5 лет самостоятельно, и в 5 с половиной. Бывает и в 3 года дети «Р» во всю говорят. А если он появится лет в 7, логопед его поставил, ребенок уже привык к своему неправильному укладу. Предположим, он пропускает или горловым звуком дает, а речь уже сформировалась, ему нужно будет вспомнить: «Ах, я же сейчас должен сказать такие-то слова, а в нем нужно по-другому звук «Р» сказать». Некоторые дети избегают этих слов, подбирают синонимы, лишь бы только слово со звуком «Р» не сказать, потому что сейчас нужно постараться этот звук прорычать. И остальных звуков это тоже касается - свистящие, шипящие, все в своем возрасте появляются. Свистящие звуки, предположим, в 3, в 4 года должны быть сформированы.

Некоторые дети избегают этих слов, подбирают синонимы, лишь бы только слово со звуком «Р» не сказать, потому что нужно постараться этот звук прорычать.

А. Лобанихин:

Свистящие - это…

А. Лунина:

«С», «З», «Ц», шипящие звуки - «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», к 4 , 4 с половиной. Опять про нормы поговорим: «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» не должны в 4 с половиной смешиваться. То есть если даже ребенок может правильно сказать «собака», «шуба», в речевом потоке он не должен их случайно смешать, перепутать. И если ребенок привыкает говорить свистящие звуки неправильно, шипящие неправильно в 6 лет, в 7 сложнее будет поддаваться. Поставить звук можно достаточно быстро, а ввести в речь бывает тяжело, потому что привыкают к этому укладу.

М. Рулик:

А чем это чревато, кроме того, что речь ребенка будет не очень понятна и иногда немножко скомканная, когда он будет общаться? Какие еще последствия могут быть, связанные с неправильной постановкой звуков?

А. Лунина:

Проявления на письме могут быть, но не всегда.

М. Рулик:

Это, кстати, актуальная тема.

А. Лунина:

Почему? Потому что сейчас все образовательные программы, которые существуют, опираются на слуховое восприятие и на фонематический анализ. До середины 80-х годов все образовательные программы в школе опирались на зрительный анализ. И если сначала слово видели, потом его произносили и разбирали, то сейчас сначала произносят, разбирают, делают всякие фонетические разборы, только потом на него посмотрят. И поэтому очень много ошибок на письме. Это на самом деле катастрофа, что происходит в школах сейчас, как дети безграмотно пишут и почему такие ошибки, это ужасно. Поэтому вполне возможно, если у ребенка хорошо сформировано зрительное внимание и зрительная память, если его правильно научили читать, то таких ошибок можно избежать на письме, он не будет писать «сапка» вместо «шапка».

Сейчас все образовательные программы, которые существуют, опираются на слуховое восприятие и на фонематический анализ. До середины 80-х годов все образовательные программы в школе опирались на зрительный анализ.

А. Лобанихин:

Приоткройте завесу логопедического кабинета.

А. Лунина:

В логопедическом кабинете очень много интересного. Очень много пособий, игрушек - без этого никуда, потому что основной вид деятельности у детей - игровой, поэтому очень много разных игр. Мы играем и со всеми по-разному. Дети все разные, и подход ко всем разный. С кем-то нужно рисовать, с кем-то лепить, по ходу сочиняем, придумываем, творческая профессия. Соответственно, у нас весь кабинет забит игрушками, пособиями. Стоит зеркало, перед которым делаем артикуляционную гимнастику. Для чего она нужна? Для того, чтобы развить определенные группы мышц, чтобы сформировать правильные речевые артикуляционные уклады, чтобы быстрее возникли в речи у ребенка те или иные звуки, которые отсутствуют или которые искажаются, изменяются. Желательно зеркало, можно иногда делать и без зеркала. Иногда родителям дома советую даже и без зеркала потренироваться, тоже полезно.

И если останавливаться на артикуляционной гимнастике, надо сказать, что это серия из различных упражнений, бывают динамические, бывают статические. Предположим: «Высунь язык, покажи, подержи, удержи какое-то время». Эти упражнения по-разному называются у всех логопедов - качельки, лошадки и так далее. Они развивают разные группы мышц губ, языка, подвижность для того, чтобы скорее появились те или иные звуки.

А. Лобанихин:

Вы на занятии даете механизм, и потом они должны это дома повторять?

А. Лунина:

Желательно, чтобы дома повторяли. Упражнения делаются в определенном темпе, в спокойном режиме, ребенок должен этим заинтересоваться. Поэтому очень хорошо сопровождать какой-нибудь сказкой. Логопеды придумывают массу всяких сказок, чтобы заинтересовать ребенка, мультики снимают, их можно найти в интернете в огромном количестве. Но здесь очень важно проконтролировать, правильно ли ребенок делает эту гимнастику, потому что можно делать кое-как, а нам важно получить результат. Поэтому нам нужно, чтобы мышцы работали с хорошей амплитудой, качественно. Поэтому за этим нужно следить. Как правило, зарядка состоит из нескольких упражнений, а бывает так, что под конкретные звуки делают определенные упражнения.

А. Лобанихин:

Гимнастика направлена на коррекцию звукопроизношения?

А. Лунина:

На развитие мышц артикуляционного аппарата для того, чтобы быстрее поставить те или иные звуки. Хорошо, если гимнастика предшествует непосредственно самой постановке звука. Например, на занятиях сначала поделали гимнастику и тут же сели поупражнялись в произносительной стороне, то есть поставили звуки. Для этого у логопеда есть различные зонды, но некоторые обходятся и без них, как я, например.

М. Рулик:

Что такое логопедический массаж?

А. Лунина:

Логопедический массаж - серьезная процедура. Очень хорошо, если логопед пользуется логопедическим массажем, потому что неоценимая польза. Но с другой стороны, нельзя переоценивать. В последнее время очень часто родители приходят и говорят: «Нам нужен массаж, поделайте нам, у ребенка задержка речевого развития». И я думаю, что сам массаж в этом случае не даст результата. Здесь нужен глобальный подход с привлечением разных специалистов, и логопед должен не только делать массаж, но и проводить занятия, стимулировать развитие речи у ребенка. Массаж направлен на развитие мышечного тонуса, укрепления, потому что если коснуться темы дизартрии - это нарушение произносительной стороны речи, в этом случае страдает несколько групп мышц, бывает, и губы, и щеки, и язык, и массаж здесь просто неоценим, большая польза. Массаж бывает разным: ручной, точечный, инструментальный, можно использовать вибромассажеры, хорошо расслабляют мышечный тонус, если он напряжен.

Логопед должен не только делать массаж, но и проводить занятия, стимулировать развитие речи у ребенка.

М. Рулик:

Но это должен делать только специалист?

А. Лунина:

Специалист, обязательно.

М. Рулик:

Родители могут проводить с детьми гимнастику?

А. Лунина:

Да, могут делать сами, можно закреплять дома.

М. Рулик:

Но массаж - это исключительно специалист?

А. Лунина:

Обязательно, потому что это серьезная процедура. Во-первых, все должно быть стерильно, ребенок должен быть готов к этой процедуре. Представляете себе массаж, когда мнут руку, бывает не всем приятно, а уж когда в рот полезли, то особенно. Иногда дети с тяжелой речевой патологией очень резко реагируют на такое вмешательство.

А. Лобанихин:

А укусить могут?

М. Рулик:

А. Лунина:

Запросто, бывает, без рук просто выхожу после массажа, очень опасно.

М. Рулик:

Представь себе, чтобы трехлетний ребенок даже небольшое время находился в спокойном состоянии, не дергался, не бегал, не прыгал, еще и сидел с открытым ртом и не пытался в это время оттяпать полпальца.

А. Лунина:

Поэтому мы тоже изощряемся, рассказываем сказки, бывает, показываем мультики. Ну а что делать, надо как-то помогать. Иногда прошу родителей подержать телефон, каюсь, с мультиком.

М. Рулик:

Это абсолютно нормально, потому что в определенном возрасте это сложно сделать.

А. Лунина:

Зато эффект просто потрясающий после проведенных процедур. Это, конечно, должна быть серия процедур, и родители тоже могут поучаствовать, некоторые упражнения я даю, показываю, как делать дома, ничего сложного в этом нет, но эффект при той же постановке звуков колоссальный.

М. Рулик:

Вы уже много раз говорили о том, что очень многое зависит от родителей, потому что я тоже не раз встречалась с мнением тех же самых родителей: «Ничего страшного, есть специалист, он научит». Как раньше у нас говорили: «Он пойдет в школу и там исправят, там научат, пойдет к логопеду, там научат». Логопед, насколько я понимаю, может дать какой-то комплекс ребенку, расписать, что он должен делать, чем он должен заниматься, но для постановки звуков, для исправления речевых задержек необходимы постоянные занятия и контакт родителей.

А. Лунина:

Конечно, Вы правы абсолютно. Работаем не только с детьми, но и с родителями, которые не готовы помогать и участвовать в процессе. Хорошо, если подхватывают няни, бабушки. Мы даем задания. И вообще хочу сказать родителям: не стоит доверять таким логопедам, которые скажут: «Вы приходите ко мне, я все сделаю, моих занятий вполне достаточно, ничего не надо, от Вас ничего не требуется, просто ходите регулярно». Неправда. Нужно обязательно закреплять навыки. Если, предположим, логопед поставил звук, но его нужно закрепить. И если это будет делать 2 раза в неделю логопед на своих занятиях, это крайне мало, этот процесс будет растянут, то есть можно задуматься, зачем это логопеду нужно? Деньги потянуть с клиента. А если логопед дает задание родителям дома отрабатывать в слогах, в словах, в предложениях, конечно, процесс пойдет быстрее, помощь родителей очень нужна.

Логопед, насколько я понимаю, может дать какой-то комплекс ребенку, расписать, что он должен делать, чем он должен заниматься, но для постановки звуков, для исправления речевых задержек необходимы постоянные занятия и контакт родителей.

М. Рулик:

Должна быть определенная комфортная среда для этого ребенка, для того чтобы он каждый раз мог развивать свои навыки, которые получил на тех же самых занятиях.

А. Лунина:

М. Рулик:

Механические действия.

А. Лунина:

Да, а вот как работать с ребеночком, предположим, с задержкой речевого развития, не каждый родитель знает. Поэтому очень важно посмотреть, поприсутствовать, очень хорошо сходить на логоритмику.

М. Рулик:

А это что такое?

А. Лунина:

Раньше, в советский период очень хорошо использовали в детских садах логоритмику. Это речь, движение, ритм. Сейчас очень много садов и всяких центров приветствуют таких логопедов, которые этим владеют, под музыку пропевание, прохлопывание ритмично стихов, песенок, это замечательно развивает речь, слоговую структуру слова, ребенок начинает прислушиваться к слову, это классная вещь. Но родители это могут делать сами. Поэтому берите на руки детей, качайте в такт, проговаривайте стишки и потешки, прохлопывайте, протопывайте вместе, и речь у дитя будет очень хорошо развиваться.

Берите на руки детей, качайте в такт, проговаривайте стишки и потешки, прохлопывайте, протопывайте вместе, и речь у дитя будет очень хорошо развиваться.

А. Лобанихин:

А какие нарушения в чтении и в письме могут быть у ребенка, которому может помочь логопед?

А. Лунина:

М. Рулик:

Было бы правильнее, если бы это делал логопед, а не родители?

А. Лунина:

Я бы так не сказала. Иногда родители хорошо учат детей читать, есть такие сознательные родители, они сами ходят на курсы, предположим, обучения по кубикам Зайцева, замечательный метод.

Логопед тоже хорошо может обучить. В школе встречаются проблемы в огромном количестве у детей: и нарушение чтения, и письма. И дети приходят в школу не совсем подготовленные в речевом плане. Поэтому, например, в первом классе говорить о каких-то нарушениях рано. Можно говорить о том, что есть какие-то предпосылки к этим нарушениям. И хорошо бы, если бы в школе был логопед, который занимался бы профилактикой нарушений чтения и письма. То есть ребенок пришел, он уже как-то умеет читать, и желательно, чтобы логопед помог, увидел нюансы неправильного чтения, подсказал, взял на занятия. А начиная со второго класса уже обозначаются действительно проблемы в письменной речи.

А. Лобанихин:

Как они могут быть замечены?

А. Лунина:

Проявляется это во всевозможных пропусках, заменах, написаниях слов слитно, написании предлогов слитно со словами, ребенок не ставит точки в конце предложений, начинает писать с маленькой буквы. И особенно частые ошибки при письме орфографического характера - это тоже логопедическая проблема. Этим с успехом занимается логопед, это успешно можно решать логопедическим путем.

Особенно частые ошибки при письме орфографического характера - это тоже логопедическая проблема.

М. Рулик:

Я всегда думала, что этим должен заниматься педагог в первом классе.

А. Лунина:

Учитель-логопед этим занимается очень успешно, у нас очень хорошие методики, которые корректируют это, потому что очень часто от родителей слышу: «Все правила знают: «жи», «ши» пиши с буквой «и», что же такое, опять «жы», «шы»». Логопед умеет с этим работать. Поэтому неправильно считать, что у ребенка появились нарушения в письме, многочисленные ошибки, и родители пытаются найти репетитора по русскому языку. Сходите сначала к логопеду на консультацию, честное слово, бывает неоценимая помощь.

А. Лобанихин:

Мне всегда казалось, что все не так просто у меня в плане орфографии, что это не только зубрешка, наверное, есть какое-то понимание. Был у меня случай, когда я еще сам учился, девочка вместо буквы «Т» очень часто использовала букву «Ц», например, такие слова, как «Тетя» были просто нечитаемы.

А. Лунина:

Вот это как раз фонетические ошибки, исключительно логопедические, то есть как услышал, так и написал.

А. Лобанихин:

А в чтении они не видят слова, неправильно их прочитывают, как это?

М. Рулик:

Замена слогов тоже?

А. Лунина:

С чтением тоже, сейчас так много детишек плохо читают. Скажем так, и замена, и недочитывание, и угадывание, у детей страдает ритм, плавность, техника чтения, очень долго сидят на слоговом способе чтения. Действительно долго, и в третьем классе еще бывает слоговой метод, длинные слова с трудом.

А. Лунина:

Не видят границ, но это говорит о том, что зрительное пятно у ребенка, то есть он схватывает определенно, либо сначала слоги в слове пытается связать, не видит всего предложения сразу, не может прочитать. Поэтому ему и тяжело формировать мысли, тяжелое понимание текста, он не может понять, о чем он прочитал.

М. Рулик:

Вот это основная проблема первого класса.

А. Лунина:

Не только.

М. Рулик:

Они читают текст, уже нет даже слогового чтения, читают более-менее связно. Читает предложение, учитель спрашивает: «Что папа сказал Саше?»

А. Лунина:

«О чем прочитал?» Не понял, о чем прочитал.

М. Рулик:

«А там был папа? А еще и Саша был? Боже мой, где это все было?»

А. Лунина:

Да, именно так.

М. Рулик:

И вот пока он несколько раз не прочитает, пока ему не сделают замечание, что надо обратить внимание на смысл, то есть он настолько, видимо, устает от кучи информации, что понимает: «Я выполнил работу, я прочитал», но он не понимает, что основная задача - понять, что ты прочитал. А дальше задачи начинаются, они же вообще теряются, бедолаги.

А. Лунина:

Сейчас так сформулированы условия задачи, что ребенок вообще не понимает, что это такое прочитал. Или, предположим, даже правила русского языка - это просто невозможно, дети не понимают. Кто-то зубрит, а чаще всего нужно понять, что это такое.

Сейчас так сформулированы условия задачи, что ребенок вообще не понимает, что это такое прочитал. Или, предположим, даже правила русского языка - это просто невозможно, дети не понимают.

М. Рулик:

Как стишок: зачитал, а смысла того, что он прочитал, у него в голове не остается. Самое ужасное - это задачи, они действительно читают задание к тому, что им нужно сделать, уже подрощенные дети, которые должны самостоятельно выполнять контрольную или тестирование. А что делать дальше - он теряется. Это тоже к логопеду?

А. Лунина:

Тоже к логопеду, причем есть такие люди, которые читая вслух тяжело понимают смысл. У меня, например, на занятиях ребенок читает красиво, с выражением. Я думаю, ну сейчас мне все перескажут. А он двух слов связать не может: «Я вообще не понял, о чем, я даже не задумывался, о чем читал», потому что все внимание было направлено на чтение.

А. Лобанихин:

На акценты.

А. Лунина:

Да, и на выразительность. «Я не понимаю. Если Вы хотите, чтобы я Вам рассказал, о чем я прочел, подождите, я про себя сейчас быстренько прочитаю и потом перескажу». И действительно пересказывает. Просто иногда нужно про себя прочитать и понять. Но с этим работает логопед очень успешно.

А. Лобанихин:

Если эта проблема не решается какой-то период - все же мы наращиваем свои мощности, то про него проконсультироваться?

А. Лунина:

Да, здесь тоже важно знать, когда. В начале второго класса дети начинают только расписываться, дайте какую-то возможность ребенку немножко расписаться и посмотреть. В середине второго класса, если все-таки ошибки на письме сохраняются - пропуски, замены, грязь, кстати, почерком тоже занимается логопед, потому что тяжелые речевые нарушения, которые могут переходить в дальнейшем на ошибки в письменной речи, сопровождаются нарушением моторики, не только артикуляторной, но и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому грязь при письме тоже может говорить о том, что вот она, проблема, которую тоже решает логопед, занимается моторикой, чистописанием. Если грязь, ребенок устойчиво не соблюдает правила, которые уже 100% знает - к логопеду. В третьем классе, если сохраняются ошибки, это точно с логопедом занимаемся. В пятом классе - милости просим, в девятом классе - милости просим.

М. Рулик:

К сожалению, наше время подходит к концу, но зато мы к концу передачи поняли, что не то, что в 4 года к логопеду, как часто бытует такая мысль у родителей, а не поздно никогда - и в 5, и в 6, и в 10 классе. И никогда не рано - и в 2 месяца можно обратиться за консультацией и успокоиться.

А. Лунина:

И за помощью. Мы действительно помогаем. Я хочу сказать родителям школьников, которые пишут с ошибками: замечательный метод, про который сейчас забывают в наших школах или просто не имеют возможности и времени его использовать - это орфографический метод чтения. Когда ребенок начинает читать, он проходит через этот период, то есть как слово написано, так он его прочитывает. Вернитесь к этому. Если ребенок пишет с большим количеством орфографических ошибок, почитайте текст орфографическим методом, то есть как написано, так и произносится. Очень хорошо помогает.

А. Лобанихин:

Спасибо большое, Анна Викторовна. На этом мы вынуждены закончить нашу беседу. Спасибо большое, всем всего хорошего.

А. Лунина:

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

Возрастные нормы развития речи в 2-3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2-3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.

Нормы речи у детей 2-3 лет :

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200-300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000-1200. Больше половины - это существительные, на втором месте - глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2-3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой - маленький), цвет, вкус (сладкий - соленый - кислый), форму (круг - квадрат), качество (плохой - хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша - это фрукты, туфли, тапочки, сапоги - обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка - копатка, вазелин - мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные - л, р.

Общение с родителями и близкими - это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Совет
В возрасте 2-3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Развитие речи 2-3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
  4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10-20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая - мяч большой, груша желтая - кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
  3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! - кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2-3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме . Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2-3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2-3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Совет
Ребенку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ . Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

Совет
Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2-3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, .

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3-4 частей, с возрастом увеличивая их количество. Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет - мяч. Любимая детская игра - «Съедобное - несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день - ночь, свет - тень, быстро - медленно, черный - белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1-3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4-5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

Что делать, если ребенок не говорит

Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту - логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2-3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.

Развитие речевых навыков до 3 лет - важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.

1 год - 1 год 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200-1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р".
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

Произношение всех звуков правильное.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Если у Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне,