Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Мудрая пословица про учебу: значимость знаний в одной меткой фразе Закончи пословицу мир освещается солнцем а человек

Мир освещается солнцем, А человек освещается знанием! Пословица Сложные предложения с различными видами связи. Урок в 9 классе.

Цели урока: систематизировать знания по теме «Сложное предложение» ; проверить умение различать предложения по структуре и способам связи; научить использовать в речи подобные синтаксические конструкции; проверить умение объяснять постановку знаков препинания; проверить умение составлять схемы предложений; подготовиться к сдаче ГИА

Цели урока: научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, развивать навыки самостоятельной деятельности; повторить орфограммы н и нн в разных частях речи. совершенствовать коммуникативные способности.

Задание I Словарный диктант Рождённые в неволе медвежата, полированная мебель, золочёный купол, глиняные дощечки, масляный крем, маринованный огурец, раненый боец, масленица, желанный, старинный, смышленый ученик, оловянный, отчаянный, жареный картофель, жаренный в духовке, свежезамороженный, раненный в руку, гостиница.

Задание 2 Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений. 1. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. 2. Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны. 3. Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. 4. Каждый город – это синтез нескольких культур.

Задание 3. Определите виды связи, составьте схемы. 1. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) 3. Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) 4. После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

Задание 3. Ответы. 1. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) - Сочинительная и подчинительная: 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) - Сочинительная и бессоюзная:

Задание 3. Ответы. 3. Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) - Подчинительная и бессоюзная: 4. После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. - Сочинительная, подчинительная, бессоюзная

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца. Задание 4. Работа в парах. Собери предложение. Жизнь – пример начать как человек отрешиться он жить только по сердца наносной Пришвин того от всего веление ():

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца. Задание 4. Работа в парах. Собери предложение. Ответы. (): Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Большинство пословиц состоит из двух частей, которые, несмотря на противопоставление, дополняют друг друга. Так как эти части представляют семантически неделимое целое, чтобы понять смысл пословицы, необходимо проанализировать каждую из них.

"Земля освещается Солнцем" - значение выражения

Солнце источник тепла и света на Земле, без него невозможно существование жизни. Даже те существа, которые способны жить в полной темноте (например, кроты живут под землёй), всё равно нуждаются в солнечном свете, так как они употребляют в пищу растения или животных, которые не могут без него обходиться.

"Человек освещается знанием" - смысл словосочетания

Человек занимает высшую ступень развития в животном мире. Эта эволюция стала возможной благодаря умению мыслить и тем знаниям, которые человек приобрёл и использовал в течение жизни, а затем сумел передать своим потомкам. В этом плане ни одно живое существо на земле не может составить человеку конкуренцию. По сравнению с мозгом животного, человеческий мозг может освоить колоссальное количество информации, но чтобы сохранить это превосходство, человек должен получать новые знания.

Смысл пословицы

Смысл пословицы заключается в том, что современному человеку знания необходимы как солнечный свет, иначе он, в лучшем случае, деградирует, а в худшем погибнет.

Важную роль знаний в жизни человека подтверждает тот факт, что в языке существует несколько пословиц с похожим смыслом. Сравните:

  • Овладевший знаниями видит свой путь;
  • Неграмотный - всё равно что слепой;
  • Ученье - свет, неученье - тьма.

В каждой из этих пословиц проводится параллель между светом и знаниями, необразованный человек напоминает слепого, который всю жизнь пребывает в темноте.

Таким образом, сравнение знаний с солнцем говорит об их значимости в жизни людей. Так как подобную параллель можно проводить лишь в отношении человека, что смысл пословицы заключается в том, что именно знания отличают его от других живых существ и позволяют ему находиться на вершине эволюционной цепочки.

Невыносимо жаркое пражское лето закончилось. Осень. Новая жизнь. Новые ученики. Новая школа. Старые проблемы, переходящие в новые. Но об этом потом.

Итак, вчера в исключительно торжественной обстановке, в Синей аудитории, рядом со средневековым Каролинумом, в самом сердце Карлова университета, под звуки прекрасного гимна Чешской Республики, произошло то, что многие ученики ждали с нетерпением. Было объявлено о начале нового учебного года в пражской языковой школе Чех Престиж. Ура!

Сама историческая обстановка бывшего дворца, где хранятся все регалии университета, где встречаются на своих высоких заседаниях академические умы лучшего и старейшего европейского вуза, где вручают дипломы выпускникам (представляете, диплом об окончании Карлова университета!), где была вручена высшая награда университета- золотая медаль за заслуги в борьбе за демократию, свободу и права человека Наталье Евгеньевне Горбаневской, чье имя с гордостью носит школа – такая обстановка, без сомнения, задала высокую планку будущей работе школы.

Основатель и директор школы – Зденек Окунек . Магистр педагогики и магистр международных отношений, доктор филологических наук.

В своей приветственной речи, поблагодарив ректора Карлова университета Томаша Зиму и весь ректорат за предоставленную возможность, директор рассказал молодым волнующимся душам и их родителям и об университете, и о давних, но значимых для Чехии событиях 1968 года, когда все надежды на конец застоя, на поворот к человеческому будущему были жесточайше прерваны грохочущими танками Варшавского договора, и когда только восемь отважных в России, на Красной площади, среди них и Наталья Горбаневская с грудным сыном в коляске – осмелились высказать свое резкое «Нет» этой оккупации. «За нашу и вашу свободу!».

И, конечно, о школе.

«Я горжусь тем, я гражданин страны, которая дает возможность иностранцам получить хорошее европейское образование. Мы являемся школой, которая поможет вам получить качественное образование. С помощью хорошего образования вы сможете найти достойную и высокооплачиваемую работу, которая, в свою очередь, даст вам возможность построить свою счастливую и обеспеченную жизнь».

В этих словах директора – главная причина, по которой собрались в этом зале молодые люди.

И еще, выстраданное: «Мы вместе, взаимно доверяя друг другу, будем нести ответственность за ваше развитие, за то, чтобы вы стали не только полноценными членами европейского сообщества, но и выдающимися людьми мира. И выполняя эти обязанности, мы будем помогать друг другу. Мы будем нести ответственность за себя, а тем самым и за других, и, следовательно, за всю школу.»

Необходимо заметить, что это не простые слова. Школа любит своих выпускников, следит за их дальнейшей судьбой. (Директор вообще помнит всех поименно). Большинство из них поступают в чешские вузы, в том числе, в Карлов университет. Через пару лет они выпускники уже неотличимы от чехов, абсолютно свободно говорят на языке, «поют» как пражане и вообще чувствуют себя как дома, стали «людьми мира». Языковая основа, разумеется была дана в школе Чех Престиж.

Вот, например, выпускник школы Юрий Строуш из Львова. Успешно поступил в музыкальную Академию имени Яначка в Брно, на отделение игры на гитаре. Здесь он порадовал гостей серенадой Франсиско Тарреги – Арабское каприччио.

Летом школа переехала в новое здание по улице Prusíková 16, в районе Прага 5. Была проведена генеральная реконструкция. Добираться легко, все условия тоже есть. Учись и радуйся.

Кстати, об учебе.

Директор с большой теплотой, присущим ему чувством юмора и безмерным уважением представил всех педагогов школы, верных и преданных ей.

Это Магистр Ева Лева, ведущий учитель, богемистка, которая, по словам директора «Высшую ценность видит в красоте, гармонии, форме, шарме, симметрии, стиле», а в преподавании использует «тонкую интуицию, фантазию и чувства». Мало кто умеет встать на место своего ученика, думать как он, переживать как он. Ева Лева такой редкой способностью обладает.

Это магистр Мария Швандова, учитель чешского языка. Учитель, который вдохновляет, понимает каждого ученика и для всех в сложной ситуации становится мамой. Это важно, ведь дети учатся далеко от родины, и мамы рядом нет.

Это магистр Отакар Шпрта – лингвист, богемист, англист. «Понимает образование как приобретение и развитие практических полезных знаний и навыков. Его цели обучения, как правило, прагматичны». И правильно. А какими они еще должны быть?

Это Татьяна Ишкова, преподавать английского языка. Создаваемая ей дружеская и позитивная атмосфера в классе на корю разбивает все подкрадывающиеся стрессы перед контрольными работами.

Директор Зденек Окунек тоже ведет свою группу. По идее, и, как правило, это сама сильная группа в школе. Отбирается на основе уровня владения английским языком. Ну а дальше, держитесь, студенты! И если выдержите, легкое поступление вам обеспечено.

Конечно, слова напутствия родителям от директора школы. Родители, помните, что у вас есть дети, подумайте, как впервые они так далеко от вас, хвалите за их успехи, помогайте добрым словом при неудачах. И, говорит директор, «я вас прошу - доверяйте нашей школе - верьте, что только так мы достигнем общей цели».

Вообще, способа информации лучше сарафанного радио никто не придумал. В школу тянутся и тянутся ученики по советам от знакомых, братьев и сестер, двоюродных братьев и двоюродных сестер. И это хорошо. Никто не возражает.

И в конце - приятный сюрприз от выпускницы школы, выпускницы чешской консерватории, певицы Марты Колесник. По словам Зденека Окунека, это «пример иностранки, которая стала чешкой. Кроме восхищения прекрасным пением я восхищаюсь и очень близким и теплым отношением Марты к нам, чехам. Ну и, конечно, ее прекрасным чешским языком».

Торжественно открытие закончилось пожеланием «приятных и смелых шагов навстречу новому школьному году 2018/2019!».

Пожелаем и мы больших успехов новым студентам и их родителям, всем преподавателям, воспитателям, координаторам, директору школы. Пусть каждый день будет шагом вперед .

Дидактические цели проекта:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие умения работать в команде.

Методические задачи проекта:

  • обогащение представлений и углубление знаний о фольклорных жанрах;
  • выявление общих нравственных принципов, отражаемых в произведениях УНТ, с использованием читательского и жизненного опыта детей;
  • развитие умения давать нравственную оценку поступкам героев на примере произведений УНТ;
  • формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении, пересказе, в игре;
  • пополнение активного словарного запаса учащихся;
  • развитие творческих способностей детей;
  • привитие интереса к УНТ и раскрытие поэтичности произведений фольклора;
  • формирование бережного отношения к культурному прошлому.

Длительность проекта 5 недель
Основополагающий вопрос: «Может ли быть настоящее без прошлого?»
(см. презентацию№1)

Условия проекта:
Был проведён мозговой штурм, поставлены проблемные вопросы, сделан выбор проблем по интересам, сформированы 4 творческие группы учащихся, которые на протяжении 4-х недель самостоятельно собирали информационный материал о жанрах УНТ, знакомились с произведениями по теме, обменивались знаниями в парах и группах, готовились к публичной защите проекта.
Учитель координировал работу, проводил консультации в течение всего проекта, анализировал работу творческих групп.
Родители оказывали моральную поддержку детям, помогали в поиске информации и подборе произведений УНТ, создали жюри, провели фотосъёмку.
Психологи осуществляли психологическую поддержку проекта.

Публичная защита проекта.

Учитель: Сегодня мы с вами завершаем работу по устному народному творчеству (УНТ). Вы будете защищать свои проекты в 4-х группах:

  • Сказочники.
  • Затейники.
  • Дружные ребята.
  • Юные артисты.

Выставка книг свидетельствует о том, что вы серьёзно готовились к защите, а выставка рисунков – что с интересом работали над проектом.
Давайте вспомним, что же такое фольклор.
Группы представляют свой материал:
Фольклор (устное народное творчество) folk – народ, lore – мудрость.
Фольклор представляет собой искусство устного слова, этим он отличается от других видов искусства. Важным отличием фольклора от литературы служит коллективность творчества.
Учитель: Какие жанры относятся к УНТ, мы повторим по ходу защиты проектов.

Слово 1-ой группе – сказочникам

Первый участник: Название группы говорит о том, что речь пойдет о сказках. Итак, один из жанров устного народного творчества – сказки.
Что же такое сказка?
Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Посмотрите на слова и составьте 2 группы сказок, которые мы читали.
ненцы иранцы корейцы
хорваты чукчи чуваши
буряты индийцы норвежцы
татары

(1.Сказки народов России. 2. Сказки народов мира.)
Участники группы задают слова по очереди другим группам:
А теперь проверим, хорошо ли вы знаете сказки: узнайте, из какой сказки слова.
1.Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Сколько раз звучат эти слова в сказке? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. 3 раза)
2.Какие слова повторяются 3 раза в сказке о доброй рябой коровушке, и как называется эта сказка? («Хаврошечка». «Спи глазок…).
3.Узнай сказку по её героям:
Зоренька, Звёздочка, Ласточка. Какой дочери доверилась бы мать? («Три дочери». Татарская).
4. Кто и кому сказал «Но мне не богатства нужны, а чистая совесть». Из какой сказки? (Али-ага Алискеру из сказки «Как проверяется дружба». Лезгинская).
5.В какой сказке рассказывается о волшебных ножницах? («Счастливый мальчик». Иранская сказка). Принесли ли ножницы счастье мальчику?
6.Бакунина Л.(дружным ребятам):
«Палец о палец не ударит» - о ком так говорят. Назовите сказку, о поступках героев которой можно так сказать.
7.Чему научился старец у маленькой девочки. Как называлась сказка? («Век живи – век учись». Хорватская сказка).
8.Чем рассчитался за муку Северный ветер перед мальчиком? Как называется сказка? («Как мальчик с Северным ветром за своей мукой ходил»).

Третий участник: Сказки узнали. Молодцы. А хорошо ли знаете героев сказок?
Допишите прозвища из известных тебе сказок

  • «Сказочники» - лисе
  • «Затейники» - волку
  • «Дружные ребята» - зайцу
  • «Юные артисты» - медведю

(Раздают картинки зверей, сзади подписывают прозвища)
Жюри собирают материал для подведения итогов.

Четвертый участник раздает задание всем группам: Вспомните все прочитанные сказки и их героев. О каких героях можно сказать, что у них горячие сердца, а о каких – будто ледяные? Каким героям ты отдал бы эти сердца. Запиши их имена.
Жюри оценивает умение детей характеризовать героев по их поступкам.
Родители зачитывают отзывы о прочитанных сказках из дневников читателей:

Слово 2-ой группе – «Затейникам».

Первый участник: В семье ребенку уделяют много внимания. Растят детей заботливо, с любовью, то есть пестуют, нянчат. Каждое движение сопровождают приговорами, пестушками. Когда ребенок гулит или агукает, приговаривают (дети показывают всё, играя с куклой)

Второй участник:
Ах, поет, поет Соловушка!
Ах, поет, поет молоденький.
Молоденький, хорошенький,
Хорошенький, пригоженький.

Третий участник: Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику и приговаривают.
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки!

Пятый участник: Когда ребенок учится ходить, говорят
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Шестой участник: Когда ребенка причесывают, приговаривают:
Встану, косу заплету,
Встану, русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса,
До шелкова пояса –
Всему городу краса.

Первый участник: Детей в семье забавляют, потешают . Ребята показывают сценку «Сорока-белобока», «Идет коза-рогатая».

Первый участник: А теперь ребята будут забавлять и вас. Они загадают загадки. А что такое загадка?

Четвертый участник:
Загадка – вид устного народного творчества (фольклора). Вопрос или задание, которое требует разгадки. Задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к выдумке.

Учитель: Третья группа «Дружные ребята» подготовили кроссворд, в который надо вписать отгадки. Загадки сложные, не спешите, подумайте. (приложение №3)

Первый участник:
Пословица – это краткое изречение, высказывание, в котором заключен глубокий смысл.
Учитель: Команда «Дружные ребята» приготовили вам задания по пословицам.

Договори пословицу.
Скучен день до вечера … (если делать нечего).
Учиться – всегда … (пригодится).
Глупой птице … (свой дом не мил).
Кто правдой живет, тот … (добро наживет).

Первый участник:
А теперь соберите рассыпавшиеся пословицы и объясните значение одной из них.
Командиры команд берут набор половинок пословиц:

1. С миру по нитке (голому рубаха.) –
(Сообща помог, что не по силам или не по средствам)

2. Двое пашут, а (семеро руками машут).
(На одного работающего - несколько советчиков)

3. Какову жизнь проживешь, (такову и славу наживешь.)
(Слава дается в соответствии с его заслугами)

4. Была бы охота, (наладится любая работа.)
(Было бы желание, любая работа пойдет на лад)

5.Заварил кашу, (так и масла не жалей.)
(Если затеял какое-либо дело, то не жалей сил, усилий, времени)

Учитель: Команда «Дружные ребята» научат вас считалкам.
Что такое считалка?

Первый участник: Считалка – это рифмованный стишок со строгим соблюдением ритма. С помощью считалки распределяются роли и устанавливают очередность для начала игры. В основе лежит счет.

Учитель:
Послушаем считалки и найдем водящего для игры «Зайка»:
Считалка Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

Игра «Зайка»
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи.
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.

Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет
Тот и вон пойдет.

Игра «Сова», Сова – водящий,
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит, кричит, Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит.
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

Учитель: А теперь потренируемся в произнесении скороговорок.
Что такое скороговорка?

Второй участник:
Скороговорка – это короткое стихотворение, часто шуточное. Главная особенность скороговорки состоит в том, что в ней несколько раз в одной строке или даже в одном слове повторяются какие-то трудные для произношения звуки или их сочетания. Скороговорки используют как упражнение для тренировки дикции.
Скороговорки (по группам, можно произносить и свои скороговорки)

- Купила бабуся бусы Марусе.
- У ежа – ежата
У ужа – ужата.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
- У пеньков опять
Пять опят.
- На горе Арарат
Растет крупный виноград.
- На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
- Саша любит сушки
Соня – ватрушки.
- Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

Учитель:
А теперь слово «Юным артистам».

Первый участник:
Послушаем – докучную сказку .
Жил-был царь Додон,
У него был большой дом,
Подле дома росла береза
На березе висело мочало
Дерни мочало –
И опять сказка сначала!
Жил-был царь Додон…

Второй участник:
Небылица – слово говорит само за себя (вымысел).
Зачем народ придумывает докучные сказки, небылицы?
(заслушать мнения детей)

Учитель: Послушаем ребят:
(Ребята поют)
Кот – котишка!
Кот – котишка!
Котик серенький
Лобишко!
Приходи к нам ночевать,
Лелю в люлечке качать!
Еще я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
И стакан молока!

Баю-баюшки-баю,
Баю Лизоньку мою…
Когда вырастешь большая,
Будешь в школу ты ходить,
Будешь в школу ты ходить,
Книжки в сумочке носить.

Баю-баю-баеньки
Я скатаю валенки.
Я скатаю валенки,
Невелики, маленьки.
Валенки на ножки,
Бегать по дорожке.

Учитель: Что вы прослушали? (колыбельные песни).
Что такое колыбельная песня?
Инсценировка сказки «Каша из топора» участниками четвертой группы.
Учитель:
Слово жюри для подведения итогов многодневной работы.
Учитель:
Вот и все группы защитились.
«Поэтичны и красивы народные песни, задушевны и нежны колыбельные, веселы и забавны шутки, потешки, считалки, полны глубокого смысла пословицы и поговорки, остроумны и разнообразны загадки, мудры сказки.»
Сегодня прозвучали лишь некоторые произведения УНТ. Думаю, что они запомнятся вам. Пройдет время, и вы расскажете, споете, загадаете своим детям. «И снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас их глубины веков. Никогда творчество народа не устареет, всегда найдет отклик в человеческой душе.»
Всем спасибо за дружную и плодотворную работу.

Прилагается презентация группы «Сказочники» (приложение №2)

Список использованной литературы.

  1. Дьяконов Л.В. «Волшебное колечко», Киров, Волго-Вятское издательство,1992.
  2. Зимин В.И., Ашурова С.Д. и др. «Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь», Москва, «Школа-Пресс», 1994.
  3. Бровченко О.В.,Саакова А.А.,Сенина Н.Е. «Уроки волшебного слова», ТОО «Айкэн, 1995.
  4. Кац Э.Э. «Литературное чтение», Москва, «АСТ-Астрель», 2007