Индейские боги: Тескатлипока. Главные боги майя: существа, на которых держался мир Древние боги америки

Пантеон древних индейцев майянского племени, в который входили главные боги майя , а также локальные, менее значительные божества, которым поклонялись либо в отдельно взятых регионах, либо определенные группы людей, например, ремесленники, насчитывал невероятное количество существ. Согласно хроникам испанских конкистадоров и записям, принадлежащим ацтекам, инкам и майя, общее число божеств доходило до отметки в 200. Такие божества, какбог ветра , покровители водной и других стихий, входили в так называемый пантеон классического периода, золотого века майянской цивилизации. Крестьянин, рядовой житель Мезоамерики, для которого по понятным причинам во главе религии стоялбог дождя также верил во множество других идолов для поклонения. Обожествление и одушевление сил природы - это главная особенность религии древних народов и индейцев Америки в том числе. Олимп майя, которым управлял бог огня , полнился смертными, как и люди, существами стихийной принадлежности, управлявшиими всеми аспектами жизни.

Главные боги майя: существа, на которых держался мир.

В мифологии майянского народа бакабы, упоминаются, как существа, на которых держится небосвод. Каждый бог неба майя держал свою сторону небосвода, что бы тот не свалился на землю. Легенды рассказывают о четырех братьях: Сак-Кими, Кан-Цик-Наль, Хобниль и Хоеан-Эк. Четыре брата бакаба символизировали собой стороны света и ассоциировались с определенным цветом. Хобниль был связан с востоком и красным цветом, Кан-Цик-Паль был связан с севером и белым цветом, Сам-Кими - запад и черный цвет, Кавак - юг и желтый цвет.

Иламатекутли - "Старая владычица", в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.

Истаксиуатль (Iztaccihuatl) - "Спящая женщина". Дочь ацтекского правителя, возлюбленная Попокатепетля. Боги превратили их в горы.

Ицлаколиуке (Itzlacoliuhque) - бог обсидианового ножа. Одно из воплощений Тескатлипоки.

Ицли (Itzli) - бог каменного ножа и жертвоприношений.

Ицпапалотль - "Обсидиановая бабочка", богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.

Ишкуина (Ixcuina) - богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов.

Иштлильтон (Ixtlilton) - "Чёрное личико", богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.

К

Камаштли (Camaxtli) - бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из 4 богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - "Пернатый змей". В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей. Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел. По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекутли. У тольтеков его оппонентом выступал Тецкатлипока ("дымящееся зеркало"). Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль. Бога Кецалькоатля часто ассоциируют с правителем-жрецом тольтеков Топильцином Се Акатлем, правивший Тулой в Х в. Жрец был сыном Мишкоатля (Камаштли) и Чимальман, и был рождён в Мичатлауко (Michatlauhco) "Глубокие воды, где водится рыба". Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.

Коатликуэ (Coatlicue) - "Она в платье из змей", Коатлантонан - "Наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки (Coyolxauhqui) - "Золотые колокольчики". Богиня земли и Луны. Контролирует 400 божеств звёзд Уицнауна. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

Кочиметль (Cochimetl) - бог коммерции, покровитель торговцев (купцов).

М

Майяуэль (Mayahuel) - в мифологии ацтеков первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток октли. Богиня магуэй (вид агавы). Превращалась в магуэй, вселяя в растение чары долголетия. Изображалась в виде женщины с 400 грудями.

Макуильшочитль (Macuilxochitl) - "5 цветок". Бог музыки и танцев. Бог весны, любви и веселья, покровитель искусств. Другое имя - Шочипилли.

Малинальшочи (Malinalxochi) - сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.

Мецтли (Metztli) - лунный бог.

Мештли (Mextli) - главный бог мексиканцев, давший название страны. Часто его ассоциируют с Уицилопочтли. Ежегодно ему приносили в жертву сотни людей. Мешитли был богом войны и штормов.

Миктлан (Mictlan) - в мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний уровень подземного мира, располагался на севере. Все души, за исключением воинов павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов (они отправлялись в Тонатиуичан или "Дом Солнца"), и утопленников (они попадали в Тлалокан), попадали в него, где обретали вечный покой. Однако, чтобы добраться до Миктлана, душам приходилось совершать полное опасностей путешествие. Во время похорон мёртвых наделяли магической силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана - Миктлантекутли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из девяти преисподних.

Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) - "Владыка царства мёртвых". В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.

Мишкоатль (Mixcoatl) - "Облачная змея", Истак Мишкоатль - "Белая облачная змея", Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты и войн, и туч, отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Иногда в мифах он является ипостасью Тескатлипоки - он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").

Н

Нагуаль (Nagual) - дух-покровитель в образе животного или растения. Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти. Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.

Науаль (Nahual) - покровители (защитники) смертных. Они созданы из той же материи, что и смертные. У каждого смертного есть свой науаль, который приглядывает за ним.

Нанауацин (Nanauatzin) - бог, пожертвовавший собой, чтобы солнце и дальше могло светить. Покровительствует храбрым и мужественным людям.

О

Омакатль (Omacatl) - "2 тростник". Бог праздников и удовольствий. Является одним из аспектов Тескатлипоки. На одном из празднеств делали из маиса фигурку бога, а потом съедали её.

Омесиуатль (Omecihuatl) - богиня-творец. Жена Ометекутли. В ацтекской мифологии было два прародителя всего сущего - богиня Омесиуатль и её муж Ометекутли.

Ометекутли (Ometecuhtli) - "2 Владыка". Бог-творец, бог огня. Занимал самое высокое место в ацтекском пантеоне богов. Владыка (или бесполый господин) двойственности и единства противоположностей. У него не было чёткого культа и центра его культа, но считается, что он присутствовал в каждом ритуале и в каждой вещи во всём мире.

Опочтли (Opochtli) - "он, кто разделяет воду", древний чичимекский бог рыболовства, охоты и ловли птиц ловушками. Возможно ему поклонялись ещё в Астлане.

П

Пайналь (Paynal) - "торопливый", посыльный Уицилопочтли.

Патекатль (Patecatl) - "Он из страны лекарств", бог исцеления, плодородия и алкогольного напитка октли - "владыка корня пульке" - является олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления октли. Муж богини Майяуэль, вместе они являются родителями Сенцон Тоточтин ("400 кроликов"). Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков.

Попокатепетль (Popocatepetl) - молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги, сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы.

С

Сенцон Тоточтин (Centzon Totochtin) - "400 кроликов". Группа распутствующих и пьянствующих божеств.

Сенцонуицнауа (Centzonuitznaua) - боги южных звёзд. Являются братьями бога-солнца Уицилопочтли, выступившими против него.

Сивататео (Civatateo) - упоминания об этих вампирах восходит к ацтекской мифологии, считается, что они служили богам. Так, они обладают магическими силами жрецов. Все они являются - знатными женщинами, умершими во время родов и вернувшиеся на землю. Эти существа подкрадываются к путешественникам на перекрёстках дорог и прячутся в храмах или в церквях. Вид у них ужасающ (сморщенные, ссохшиеся), и они белые как мел. У них на одеждах и на теле (татуировки) часто встречаются рисованные головы мертвецов или другие глифы.

Синтеотль (Centeotl) - "Бог кукурузы", божество молодой кукурузы. Является сыном Тласольтеотль и, иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль. Изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, живших в Шочимилько.

Сипактли (Cipactli) - в мифологии ацтеков самое первое морское чудовище, имеющее вид одновременно рыбы и крокодила, из которого боги Кецалькоатль и Тескатлипока создали землю. Тескатлипока пожертвовал своей ногой ради этого чудовища. Другое олицетворение земли - Тлальтекутли, имевшее облик полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, Сипактли - жена Тлальтекутли.

Ситлалатонак (Citlalatonac) - бог-творец. Со своей супругой Ситлаликуэ создал звёзды. Является одной из ипостасей Тонакатекутли.

Ситлаликуэ (Citlalicue) - "Одежда из звёзд". Богиня-творец. Жена Ситлалатонака.

Сиукоатль (Ciucoatl) - богиня земли.

Сиуакоатль (Cihuacoatl) - "Женщина-змея". Одно из древнейших божеств в мифологии индейцев Центральной Америки. Богиня-мать земли, войны и деторождения, мать Мишкоатля. Покровительница родов и женщин, умерших во время родов, а также покровительница повивальных бабок и повелительница сиуатетео. Она помогала Кецалькоатлю в создании первых людей этой эры, которые созданы из костей людей предыдущей эры и крови старых богов, самопожертвовавшихся для этой цели. Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Её крик сигнализирует начало войны. Культ Сиуакоатль был особенно популярен в ипостаси Тонацин, а центр её культа находился в городе Кулуакан.

Сиутеотео (Ciuteoteo) - духи подземного мира, живущие под патронажем Сиуакоатль. В образе орлов, спускают солнце с неба, когда оно находится в зените, домой в подземный мир, принося болезни детям. Также они являются душами женщин, умерших при первых родах или тех, кто был воинами.

Т

Талокан (Talocan) - место жилища ацтекских богов.

Такатекутли (Tacatecutli) - бог торговцев и путешественников.

Таматс (Tamats) - бог ветра и воздушных масс народов Мексиканской долины.

Теноч - в мифологии ацтеков культурный герой, сын бога Истак-Мишкоатля. В образе Теноча слились легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время их переселения в долину Мехико. При нём ацтеки основали на острове посреди озера Тескоко свою столицу, названную в его честь Теночтитланом.

Теккистекатль (Tecciztecatl) - "Старый бог луны". Бог луны, представляющий её мужской аспект. Изображался старцем, несущим на спине большую белую морскую раковину.

Теояомкуи (Teoyaomqui) - бог мёртвых воинов, один из богов смерти. Известен также под именем Уауантли.

Тепейоллотль (Tepeyollotl) - "сердце гор", бог земли, гор и пещер. По его вине происходят землетрясения и считается, что эхо тоже создаётся им. Его тотем - ягуар.

Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер".

Тетеоиннан (Teteoinnan) - мать богов. Ипостась Тласольтеотль.

Титлакауан (Titlacauan) - один из образов бога Тескатлипоки. Саагун упоминает, что больные поклонялись Титлакауану в надежде на его милосердие. На перекрёстках всех дорог ставили каменные сиденья, называемые Момустли (Momuztli), украшенные цветами (которые меняли каждые 5 дней) в честь одного из самых почитаемых божеств.

Тлалок (Tlaloc) - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао. Его культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний культ Кетцалькоатля. Тлалок изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона, тело - чёрного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой. По представлениям ацтеков, Тлалок - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох.

Тлальтекутли (Tlaltecuhtli) - "Владыка земли". Земное чудовище имевшее облик полужабы-полуаллигатора; по некоторым мифам, женой Тлальтекутли является Сипактли.

Тлальчитонатиу (Tlalchitonatiuh) - бог восходящего солнца народов Мексиканской долины.

Тласольтеотль (Tlazolteotl) - "Богиня - пожирательница грязи (экскрементов)". Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Получила она своё имя согласно легенде так - однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах, и она очистила его душу, съев всю "грязь". Тласольтеотль - одно из древнейших божеств Мезоамерики, восходит к "богине с косами"; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Она также известна и под другими именами: Тоси ("наша бабушка"), Тлалли-ипало ("сердце земли"), Ишкуина, Тетеоиннан ("мать богов"), Чикунави-акатль ("девять тростник") и др. Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки - носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; её символ - метла или человек, поглощающий экскременты. На празднике в её честь приносили в жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с богом войны и солнца Уитцилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Тласольтеотль считалась покровительницей грешников.

Тлауискальпантекутли (Tlahuizcalpantecuhtli) - "Владыка утренней зари (рассвета)". Бог утренней звезды - планеты Венеры. Считается, что он выступал ещё одним воплощением Кецалькоатля.

Тлиллан-Тлапаллан (Tlillan-Tlapallan) - 2-й уровень 3-х уровневых небес. Место для душ тех людей, кто познал мудрость Кецалькоатля.

Тлокенауаке (Tloquenahuaque), Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе", Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество. Первоначально он - один из эпитетов бога-творца Тонакатекутли и бога огня Шиутекутли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения Тлоке-Науаке.

Тонакасиуатль (Tonacacihuatl) - жена бога-творца Тонакатекутли.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям пищу. Привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю. Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба. Тонакатекутли и его жена не имели специального культа. У майя Тонакатекутли - верховное божество, было рождено и в женском и мужском обличии одновременно. Его имя переводится как "существо в центре" и символизирует неподвижную точку центра движущегося кольца, где всё сбалансировано, находится в равновесии и мирно покоится.

Тонанцин (Tonantzin) - "Наша мать", богиня-мать. Известна в ипостаси Сиуакоатль.

Тонатиу (Tonatiuh) - "Солнце", Куаутемок - "Нисходящий орёл", Пильцинтекутли - "Юный владыка", Тотек - "Наш вождь", Шипилли - "Бирюзовый царевич". В мифологии ацтеков - бог неба и солнца, бог воинов. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре, им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин ("Четыре движения"). О происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль - луной - богом Мецтли. Первое время луна светила также ярко как солнце, пока один из раздражённых этим богов не кинул в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде чёрного диска или сосуда с водой, на котором находится кролик. Тонатиу - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орёл. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Тоци (Toci) - богиня-мать других богов, земли и исцеления.

Точтли (Tochtli) - бог юга.

У

Уауантли - см. Теояомкуи.

Уицилопочтли (Huitzilopochtli) - “Колибри юга”, “он с юга”, “колибри левой стороны”, “колибри-левша”. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем, народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уитцилопочтли из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах Уитцилопочтли выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями “воинов-орлов”. Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Ещё его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держа в руках змею и зеркало. Он - сын Коатликуэ. По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной. Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) “Голубое небо”. Дуран повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке. По углам скамейку подпирали змеи. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища - посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. Статуя в святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы, и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками.

Уиштосиуатль (Huixtocihuatl) - “Соляная женщина”, в ацтекской и до-ацтекской мифологии являлась богиней плодородия. Богиня соли и соленых вод. Один из источников называет Уиштосиуатль женой бога смерти Миктлантекутли. Считалась покровительницей распутства. По некоторым данным является старшей сестрой Тлалока. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках.

Уэуэкойотль (Ueuecoyotl) - “Старый, старый койот”. Бог секса и безудержного веселья, песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. Был покровителем смутьянов и тех кто разносит слухи.

Уэуэтеотль (Huehueteotl) - “Старый бог”, бог огня. Ещё одно имя бога - Шиутекутли.

Ц

Цицимиме (Tzitzimime) - бог(и) звёзд.

Ч

Чальмекасиуильт (Chalmecacihuilt) - богиня подземного мира.

Чальмекатекутли (Chalmecatecuhtli) - бог жертвоприношений.

Чальмекатль (Chalmecatl) - бог подземного мира.

Чальчиутлатональ (Chalchiuhtlatonal) - бог воды.

Чальчиутликуэ (Chalchiuhtlicue) - “Она в одежде из нефрита”, Матлалькуейе - “Она в голубой одежде”. В мифологии ацтеков - богиня пресной воды, проточных вод - управляет всеми водами на земле. Жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Отождествляла собой молодую красоту и страсть. Изображалась рекой, из которой росло колючее грушевое дерево полное плодов, символизирующих человеческое сердце. Либо изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щёк. Она устроила потоп (в наказанье грешникам), который уничтожил четвёртый мир. Она являлась покровительницей путешествующих по воде.

Чальчиутотолин (Chalchiutotolin) - “Птица, украшенная драгоценностями”, бог эпидемий, болезней. Одна из ипостасей Тескатлипоки.

Чантико (Chantico) - “Та, кто живёт в доме”. Богиня огня домашнего очага и огня вулканов. Когда она нарушила запрет на употребление в пищу паприки (красный перец) в дни поста и съела жареную рыбу с паприкой, Тонакатекутли превратил её в собаку.

Чикомекоатль (Chicomecoatl) - “7 змей”, богиня маиса в классическом периоде жизни ацтеков. Иногда её называют “богиней пищи”, богиней изобилия, она являлась женским аспектом кукурузы. Каждый сентябрь молодая девушка, изображавшая Чикомекоатль, приносилась в жертву. Жрецы обезглавливали её, собирали кровь и поливали ею статую богини. Далее с трупа снимали кожу, которую надевал на себя жрец. Изображали (описывали) её по разному: девушкой с водяными цветами; женщиной, чьи объятия означали смерть; и матерью, носящей с собой солнце в качестве щита. Она является двойником бога маиса Синтеотль, их символом является ухо из кукурузы. Иногда её называют Шилонен.

Шипе-Тотек (Xipe Totec) - “Наш владыка со снятой кожей”, “Наш вождь ободранный”, Тлатауки Тецкатлипока - “Красный Тецкатлипока”, Ицтапальтотек - “Наш вождь плоского камня”. В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года. Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Его символ смерть и перерождение природы. Для прироста и маиса, и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). После того, как он сбрасывает с себя старую кожу, он появляется обновлённым, блестящим и золотистым богом. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. У всех народов Центральной Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку, на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Чаще всего он изображался в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове - коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco).

Шокотль (Xocotl) - бог огня и звёзд.

Шолотль (Xolotl) - у тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в Миктлан. Ацтеки считают его братом-близнецом Кецалькоатля. Как владыка вечерней звезды и олицетворение Венеры, он “сталкивает” солнце за океан, вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по подземному миру. Шолотля изображают либо в виде скелета, либо человеком с собачьей головой.

Шочикецаль (Xochiquetzal) - “Цветочное перо”, Се атль - “Один вода”, Масатеотль - “Оленья богиня”. В мифологии ацтеков - богиня любви, цветов, плодородия, беременности, домашних дел. Богиня земли, цветов, растений, игр и танцев, но в основном - богиня любви. Покровительствует ремесленникам, проституткам, беременным женщинам и деторождению. Изначально её ассоциировали с луной. Она наиболее очаровательна в ацтекском пантеоне, а её свита состоит из бабочек и птиц. Обычно изображалась в виде молодой женщины в клетчатой юбке, с двумя косами или двумя пучками перьев кецаля в волосах. Шочикецаль - одна из позднейших ипостасей “богини с косами”, поэтому мифы о ней очень разнообразны: она - первая женщина, пришедшая с Пильцинтекутли (он же Тонатиу) из земного рая Тамоанчана; в других источниках Шочикецаль - жена Тлалока, похищенная у него Тецкатлипокой; мать первых небесных близнецов Кетцалькоатля и Шолотля; жена Макуильшочитля или Шочипилли (или сестра-близнец цветочного владыки). Испанские источники 16 в. сравнивают её с римской Венерой. У ацтеков Шочикецаль считалась покровительницей жён, ткачей, любящих, художников, распутниц, скульпторов. Каждые 8 лет устраивались празднества в её честь, где участники носили цветочные маски и маски животных.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звезд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, ее изображали в одежде из змей).

Пирамиды майя
X – начало XI века


Храм Надписей
Паленке


Храм Солнца
Паленке


Пирамида Солнца
V-VI века, Теотиукан


Пирамида Колдуна
вид три четверти


Пирамида Луны
Теотиукан


Храм гигантского Ягуара
Тикаль, Гватемала


Храмы майя в городе
Тикаль, Гватемала


Пирамиды майя
X-XI столетия, Тикаль

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой.

Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

Верования индейцев Северной Америки настолько безграничны, что исследовать их можно десятилетиями. Совершенно точно известно, что одной из главных ценностей для североамериканских индейцев был так называемый Небесный Отец. Индейцы называли его ласково -- Великий Дух, и почитали все, что было с ним так или иначе связано. Земля, вода, огонь и воздух -- стихии, подвластные ему. Нашим современникам ничего не стоит плюнуть на землю или бросить окурок, где ни попадя или вывалить мусор из ведра чуть ли не у дверей своего дома. Для индейцев же подобное поведение было жестко табуировано. А за нарушение любого табу можно было лишиться скальпа или того хуже -- отправиться в страну предков... навсегда. Без должного уважения при погребении и без сопутствующих молитв.

"Закопаем топор войны и выкурим трубку Мира!". Понятно, что на самом деле в таких случаях ни одна из враждующих сторон не собиралась закапывать томагавк в землю. Просто фразой: "закопаем топор войны" сообщалось о краткосрочном или долговременном перемирии. Но одно только упоминание земли в данном контексте откровенно повествует о том, что окончание войны все без исключения индейцы связывали с почтенным Духом Земли и принесении ему в жертву оружия. Правда, и о начале войн они объявляли только после молитв духам. Особые ритуалы благодарения индейцы выполняли после рождения детей и во время похорон своих соплеменников, перед началом сбора урожая. Ну, а без молитвы, во имя души убитого животного, не проходила ни одна охота. Так что не нужно инсинуаций типа: индейцы жили одной лишь войной. Наиболее воинственным считались племена Ирокезов и Нез-Персе. Остальные же индейские племена вполне мирно сосуществовали друг с другом.
В каждом племени только старшие и наиболее опытные люди имели первое право голоса. Они могли сидеть на почетном месте у огня и закуривать трубку раньше остальных. Жилища -- типи или вигвамы -- разделялись на две половины. В одной крутились вокруг пищи женщины, в другой, колдуя над оружием, соответственно -- мужчины. Те и другие, в свою очередь, "варились" в обществе по так называемому закону старшинства. Все гордились своим народом, в подтверждении чего называли себя просто людьми. А ведь многие до сих пор считают, что индейцы называли друг друга индейцами, что, кстати, совершеннейшее заблуждение. Как и большинство народов земли, индейцы ожидали прихода помазанника божьего. То есть, мессии. Удивительно, но помазанник в понимании индейцев должен был явиться им в образе высокого белого человека. Именно поэтому аборигены приняли завоевателей за богов и позволили им жить на своих исконных землях. Индейцы говорили: "Земля общая, ее очень много. Хватит всем!..".
Мифология североамериканских индейцев сложна, многогранна и крайне необычна. Такая практика сложилась потому, что люди неустанно искали себе союзников. К этому их подталкивала сама жизнь и окружающая действительность. Проводниками же в сакральный мир считались шаманы, вожди и старейшины племен. Они были мудрее, опытнее и умели говорить с духами. Опытные мастера магических слов - шаманы молили духов о дожде или солнце, и силы природы подчинялись им. Пожившие долгие годы старейшины учили молодых индейцев всему, что умели сами - племя приумножалось и процветало. Сильные же и ловкие вожди, хорошо знающие военную тактику и знакомые с манерами речи, начинали или прекращали войны, то есть, делали практически все, чтобы племя продолжало жить дальше.

АТАЕНТСИК (АВЕНХАИ)
В племени ирокезов так величали прабабку всех сверхъестественных существ, упавшую буквально на голову индейцам из Верхнего Мира.

АТОТАРХО (ТОДОДАХО)
Это имя принадлежало одному из вождей лиги ирокезов, а так же хранителю священного огня.

АХАЙЮТА
В мифологии индейского племени Зуни -- дети воды и солнца, защищающие людей от невзгод и смерти.

АХСОННУТЛИ (ЭСТСАНАТЛЕИ)
В мифологии индейцев племени Навахо -- чаще бирюзовая, но иногда -- женщина всех племен. Индейцы представляли ее себе красивой молодой и пышущей жизнью женщиной. Считалась верховным божеством, олицетворяющим большие и малые изменения в природе и сотворившем небесный свод. Особенно почиталась за то, что подарила людям дневной свет.

ВЕРХНИЙ МИР
Недостижимое для людей священное обиталище самых первых животных. В их число входили:
бобры;
ондатры;
выдры;
черепахи;
По легенде ондатра выскочила из воды на панцирь большой черепахи и выплюнула на него изо рта ил, из которого впоследствии образовалась значительная часть суши.

ВИНДИГО
Индейцы племени Оджибва верили, что человек, хотя бы единожды вкусивший человеческого мяса, необратимо становится Виндиго, которого все люди этого племени представляли себе в образе грозного великана-людоеда.

ДСОНОКВА, КАЛИ-АХТ, ИШКУС
Имен у этого сверхъестественно существа несколько: у индейцев племени Квакиутль он, вернее, она - Дсоноква, у Сасквачеван - Кали-Ахт; а у Маках -Ишкус. Но, не смотря на различие имен, у всех этих мифологических персонажей единый образ. И Дсоноква, и Кали-Ахт, и Ишкус - одно и то же мифическое лицо - гигантская людоедка с крепкими когтями ярко-медного оттенка. Индейцы верили, что, как только сгущаются сумерки, она появляется из пепла и начинает бродить по лесам с большой корзиной за спиной - не позавидуешь путнику, по глупости заблудившемуся в лесу. Дсоноква таких ротозеев выслеживает, хватает, бросает в свою корзину и уносит в непроходимую чащу. Еще она может заманивать путников в болота. Дсоноква в таких случаях тихонько посвистывает, и человеку кажется, что он слышит никакой не свист, а пение девушки. Тут-то его и поджидает трясина. Но если это адское создание застать врасплох за поеданием человеческого мяса, то на нее упадет невидимая сеть. И как только это произойдет, человек должен немедленно поджечь Дснокву. Она превратиться в пепел и развеется по ветру тучей москитов. Смельчаки же могут попытаться выудить из Дсноквы тайны ее несметных богатств.

ЗЛЫЕ МАНИТУ
Представители индейского племени Навахо видели в этом сверхъестественном существе -- относится в пантеону старших богов -- гигантского водяного змея с короной из рогов на затылке. В отличие от большинства духов, Злые Маниту иногда проявляли значительную благосклонность к людям.

ИКТОМИ
Индейцы Северной Америки свято верили, что войны и раздоры случаются между людьми благодаря ненависти к ним сверхъестественного существа по имени Иктоми. Но с другой стороны, ежели бы в индейской мифологии не существовал этот дух, то люди вряд ли бы когда научились говорить. В этом кроется явная и, пожалуй, единственная заслуга злобного духа Иктоми перед индейцами.

ИТХАКВА
Наверняка многие видели фотоснимки, на которых запечатлены люди, замерзшие от холода. Ежели бы их удалось увидеть коренному жителю Северной Америки того времени, то он обязательно связал бы такие жуткие смерти с проделками злого демона Итхаква. Искаженное лицо, агония в глазах и иней на коже -- явный признак поцелуя этого сверхъестественного существа. Во многих легендах североамериканских индейцев есть масса описаний подобных смертей, и все они без исключения связаны с Итхаква. На общем фоне особенно выделяются племена:
Чукчей;
Юпик;
Эскимосов;
Инуитов;
Алеутов;
Ингалик;
Колиханчуков;
Коюконов;
Колчан;
Тонаина;
Ахтна;
Кутчинов;
Хайр;
Хан;
Индейский народный фольклор одарил демона Итхаква и другими, не менее звучными, именами. Итхаква, он же -- Бог Белого Забвения, Бог Белой Тишины и Бегущий Ветер. Но, вообще же, Итхаква -- грозный дух, поедающий людей. Индейцы верили, что этот демон управляет холодом и снежными бурями. Поэтому никто из них не рисковал выходить из вигвам, когда дул пронизывающий ветер и крепчал по-особенному жестоко мороз.

ЙЕЛЬ
Ворон Йель в индейской мифологии -- творец-зооморф. Очень популярный фольклорный персонаж. Имел ярко выраженные черты плута, с заключенными в них признаки комизма и демонизма, причем, одновременно. Йель в этом плане сильно напоминает скандинавского Локи.

КОКОПЕЛЛИ
В мифологии индейцев Северной Америки -- задиристое и шаловливое, хитрое и в то же время -- простодушное сверхъестественное существо. Индейцы верили, что с появлением Кокопелли всегда приходит весна.

МАНАБОЗО, МИЧАБО, НА-НА-БУШ, ГЛУСКЭП
Манабозо по легендам индейцев племени Алгонкинов - создатель всего сущего, то есть, Всего Мира. Носил, в зависимости от обстоятельств, несколько имен. Трикстер, непременно ассоциирующийся с духом Великого Зайца. Герой и создатель зачатков культуры в индейских племенах. По легенде его родила простая женщина-алгонкинка. Однажды она прогуливалась на берегу реки и почувствовала, как поднимается шквалистый ветер. Женщина уже, было, засобиралась бежать, но громкий голос сказал, обращаясь к ней: "Роди мне сына и ты останешься в живых!". Так от смертной женщины и ветра появился на свет дух, имеющий сразу несколько имен: Манабозо, Мичабо, На-На-Буш и Глускэп. Мальчик рос, постепенно мужал. А когда прошла его инициация, отправился он по свету в поисках приключений. Ходил долго, многое повидал и набрался ума-разума. Однажды судьба свела его в поединке с отцом -- Шквалистым Ветром. Манабозо был ранен, потерял много крови и едва выжил. Но отца своего все-таки умудрился победить -- время долгих странствий даром не прошло. А когда Вечный Кит решил убить всех людей и похитил у них солнце, то Манабозо убил и его. Хотя, сам-то едва не отправился к праотцам. Спасши людей от Вечной Темноты, Манабозо уберег их от Большого Потопа, который предсмертным заклинанием наслал на людей Вечный Кит, уже в тот момент, испускающий дух. После свершения подвигов Манабозо вернулся в свое племя и научил людей всяким ремеслам, письму, колдовству и доселе известному лишь богам знахарскому искусству. В конце жизни Манабозо поселился на небольшом островке посреди реки.

МАХЕО (СТАРИК, АСЕН, АВОНАВИЛОНА, ТАРОНХАЙАВАГОН, ЭСОГЕТУ ЭМИССИ)
В индейской мифологии -- верховное божество, носящее множество имен. Ежели абстрагироваться от того времени, то легко приравнять Махео к привычному нам Демиургу.

МАНИТУ
Маниту обычно -- духи-покровители людей и наделяющие последних магическими знаниями. Индейцы верили, что Маниту живут везде -- на, под и над землей. В них сосредоточена власть и магическая сила, благодаря которой можно изгонять прочь из этого мира даже саму смерть.

MACAУ-У
Масау-у в верованиях индейцев Северной Америки -- защитник и покровители людей. Масау-у приписывается создание так называемых "Путеводных табличек". Это существо однажды спустилось с небес на землю и подарило их старейшинам некоторых племен. На табличках, ежели верить в легенды, изображены четкие пути каждого индейского рода. Именно из-за сакрализма эти таблички Масау-у подарил только избранным, а не всем людям.

МАТЬ-КУКУРУЗА И ОТЕЦ-НЕБО
Мать-Кукурузу и Отца-Небо индейцы считали пращурами современных людей. Только благодаря таким родителям человек когда-то смог сделать свой первый шаг.

НЕСАРУ
Несару в верованиях индейцев Северной Америки -- Великий Небесный Дух, Великая Тайна и Владыка всего сущего. Когда-то Несару одним мановением руки создал двух братьев-близнецов. Первого нарек он именем Человека-Волка, второго же назвал просто -- Счастливый Человек. Когда братья подросли, то увидели на озере селезня. И повелели они ему поднять со дна озера немного ила. Утка нырнула и вскоре вынесла из глубин то, что просили братья. Человек-Волк взял часть ила и создал из него Великие Равнины. Брат его -- Счастливый
Человек из своей части ила возвел горы и холмы. Известно, что растения и животные на земле согласно индейским верованиям появились от совокупления подземных пауков. А научили их размножаться те же самые братья-близнецы. Но кроме флоры и фауны от пауков родились еще и злые великаны. Когда Несару прознал об их существовании, то немедленно обрушил на землю тонны священной воды -- Великий Потоп.

ОРЕНДА
Оренда в племени Ирокезов наиболее почитаемый дух. От одной из производных имени этого божества произошли сакральные слова, знакомые нам под видом колдовских заклинаний.

ПАУЧИХА
От этого сверхъестественного существа появились на свет: создатель скал -- Пакангхойя и прародитель музыки -- Пологнохойя.

ПОШЕЙАНКАЯ
Этому персонажу в мифологии североамериканских индейцев отведена роль спасителя первых людей. Именно он помог людям выбраться на поверхность из-под земли.

СОТУКНАНГ
Индейцы считали Сотункнанга первым товарищем и помощником бога Тайова. Он создал из трех стихий -- воды, земли и воздуха -- паучиху Кокъянгвиити.

ТАВИСКАРОН
В индейской мифологии существовало два великих творца природы. Первого звали Иоскеха, второго -- Тавискарон. Иоскеха управлял солнцем, теплом и всем тем, что ассоциировалось у индейцев с приходом весны. В противоположность Иоскеха, дух Тавискарон считался богом зимы, мрака и холода.

ТАЙОВА
Если верить индейцам, то мир, в котором мы с вами имеем счастье жить -- четвертый по-счету. Первый -- со своими сушей, океаном, живой и неживой природой, людьми -- назывался лаконичным словом -- Топеха. Этот мир за непослушание многие лета назад был уничтожен его же создателем -- Тайова. Два последующий так же были уничтожены. Наш, как упоминалось выше, -- уже четвертый...

ТАЙ-МЕ
Этим словом называется особого рода фетиш, почитаемый во всех племенах.

ТОПЕЛА
Первый мир, созданный и впоследствии разрушенный, богом Тайова.

ТСООНА
В индейском фольклоре человек, ставший -- за науку о возведении домов -- еще при жизни святым.

ТУВАГАЧИ
Индейцы верили, что если земля перестанет существовать, то Тайова воссоздаст его из пепла и назовет миром Тувагачи.

УАЛАМ-ОЛУМ, ВАЛАМ-ОЛУМ
На языке племени делаваров так звучит название эпоса "Красная зарубка" . Создан он был приблизительно в XVII веке, а исполнен на древесной коре.

ХАДУИГОНА
Согласно ирокезской мифологии -- злобный горбатый великан, покровительствующий неизлечимым болезням и смерти. Когда-то сражался с божеством по имени Таронхайавагон и проиграл ему. По поверьям ирокезов, человек, надевший маску Хадуигона, при определенных обстоятельствах может обмануть смерть.

Если кратко, то по одному из мифов кечуа Виракоча считался первопредком, праотцом всех людей и творцом мира. Согласно варианту космогонического мифа, Виракоча создал в озере Титикака солнце, луну и звёзды.

Затем он с помощью двух младших виракоч сделал из камня человеческие фигуры и по их подобию создал людей, назначив каждому племени свою область.

Виракоча и его помощники прошли по всей стране, вызывая людей из-под земли, из рек, озёр, пещер. Заселив людьми землю, Виракоча уплыл на запад.

Тема белых богов американских индейцев волновала ученых с тех самых пор, как они познакомились со священными книгами разных народов Нового Света, где в разных выражениях четко формулировалась роль неких носителей культуры и знаний, пришедших в Новый Свет «из-за моря».

На Западе темой увлекся Грэм Хэнкок . Вот основные выводы ученого и писателя из книги «Следы богов»:

— К моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась вдоль Тихоокеанского побережья и по высокогорьям Кордильер от нынешней северной границы Эквадора по всей территории Перу и достигала на юге реки Мауле в центральном Чили.

Удаленные уголки этой империи соединялись протяженной и разветвленной сетью дорог, к ним относились, например, две параллельные магистрали «север—юг», одна из которых тянулась на 3600 км вдоль побережья, а другая, такой же длины, через Анды. Обе эти великие магистрали были вымощены и соединялись большим количеством поперечных дорог.

Любопытной чертой их инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были продуктом развитого, дисциплинированного и амбициозного общества.

Столицей империи был город Куско, чье название на местном языке кечуа означает «пуп земли». Согласно легенде, его основали Манко-Капак и Мама-Окло, двое детей Солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу Солнца Инги, наиболее почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки считались авторами рисунков Наска, а само его имя означает «морская пена».

Ни один историк, однако, не в состоянии сказать, сколь древним был культ этого божества к тому моменту, когда испанцы положили ему конец. Такое впечатление, что он существовал всегда; во всяком случае, задолго до того, как инки включили его в свой пантеон и построили посвященный ему величественный храм в Куско, существовали свидетельства, что Великому богу Виракоче поклонялись все цивилизации в долгой истории Перу.

В начале XVI в., до того как испанцы серьезно взялись за уничтожение перуанской культуры, в святейшем храме Кориканча стояло изображение Виракочи. Согласно тексту того времени, «Анонимному описанию древних обычаев туземцев Перу», мраморная статуя божества «прической, телосложением, чертами лица, одеждой и сандалиями больше всего напоминала святого апостола Варфоломея — так, — как его традиционно изображали художники».

По другим описаниям Виракоча внешне напоминал святого Фому. Следовательно, он мог быть кем угодно, только не американским индейцем, поскольку у них сравнительно темная кожа и редкая растительность на лице. Густая борода и светлая кожа Виракочи скорее наводят на мысль о его неамериканском происхождении.

Кто же послужил прообразом Виракочи? Через многие предания народов Андского региона проходит таинственная фигура светлокожего бородатого «старца». И хотя в разных местах его знали под разными именами, везде в нем можно узнать одного человека — Тики Виракочу, Морскую Пену, знатока науки и чародея, обладателя страшного оружия, который пришел в беспокойные, еще допотопные времена, чтобы навести в мире порядок:

«Внезапно явился, придя с Юга, белый человек высокого роста и властного поведения. Он обладал такой великой силой, что превратил холмы в долины, а долины — в высокие холмы, заставлял потоки течь из скал...»

Испанский летописец, записавший эту легенду, объясняет, что слышал ее от индейцев, с которыми он путешествовал в Андах:

«Они слышали ее oт своих отцов, которые, в свою очередь, узнали о ней из песен, пришедших из глубокой древности... Они говорят, что этот человек проследовал по горам на Север, совершая по пути чудеса, и что они больше никогда его не видели.

Говорят, что во многих местах он учил людей, как жить, при этом разговаривал с ними с большой любовью и добротой, побуждая их быть хорошими и не причинять вреда или ущерба друг другу, но любить друг друга и проявлять милость ко всем. В большинстве мест его называли Тики Виракоча...»

Еще его называли Кон-Тики, Тунупа, Таапак, Тупака, Илла. Он был ученым, непревзойденным архитектором, скульптором и инженером.

«На крутых склонах ущелий он устраивал террасы и поля, и поддерживающие их стены. Он создавал также оросительные каналы... и ходил в разных направлениях, творя много разного».

В своем «Своде преданий инков» испанский летописец XVI в. Хуан де Бетансос утверждает, например, что, согласно индейцам, «Виракоча был высоким бородачом, одетым в длинную белую рубаху до полу, перепоясанную на талии».

— Утверждают, что Виракоча положил начало золотому веку, о котором последующие поколения вспоминали с ностальгией, — продолжает Г. Хэнкок. — Причем все легенды сходятся на том, что он проводил свою цивилизаторскую работу с великой добротой и, по возможности, избегал применения силы: доброжелательные поучения и личный пример — вот основные методы, которыми он пользовался, чтобы вооружить людей техникой и познаниями, необходимыми для культурной и производительной жизни.

Особенно ему ставили в заслугу, что он внедрил в Перу медицину, металлургию, земледелие, животноводство, письмо (позднее, по словам инков, забытое) и понимание сложных основ техники и строительства.

На меня сразу произвело впечатление высокое качество каменной кладки инков в Куско. Однако по мере того как я продолжал свои исследования в этом старом городе, я с удивлением понял, что далеко не всегда так называемая кладка инков выполнена именно ими. Они действительно были мастерами обработки камня, и многие памятники Куско, несомненно, их рук дело.

Однако, похоже, что часть замечательных построек, приписываемых по традиции инкам, могла быть воздвигнута более ранними цивилизациями, есть основания считать, что инки часто выступали в роли реставраторов, а не первостроителей.

Что касается высокоразвитой системы дорог, соединяющих отдаленные части империи инков, то они, как известно, являлись параллельными магистралями, идущими с севера на юг, одна — параллельно побережью, другая — через Анды: всего свыше 20 тыс. км дорог с покрытием.

Но дело в том, что не сами инки строили их, они только ремонтировали покрытия, поддерживая их в надлежащем виде. И никто до сих пор не смог надежно датировать возраст этих удивительных дорог, не говоря уже об авторстве...

Говорят, что то были какие-то рыжеволосые люди из двух родов, верные воины («уаминка») и «сияющие» («айуайпанти»).

Нам ничего не остается, как обратиться к преданиям, сохраненным хронистом Хосе де Акостой в его «Естественной и нравственной истории индейцев»:

«Они много упоминают потоп, который случился в их стране... Индейцы говорят, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где по сей день можно видеть развалины древних и очень странных строений, а оттуда перебрался в Куско, с чего и началось преумножение рода человеческого...»

«Великий бог-создатель Виракоча решил создать мир, где мог бы жить человек. Сначала он сотворил землю и небо. Затем взялся за людей, для чего вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хорошо, но через некоторое время гиганты передрались и отказались работать. Виракоча решил, что должен их уничтожить. Одних он вновь обратил в камень... остальных он погубил в великом потопе».

Весьма похоже на откровения Ветхого Завета. Так, в шестой главе Библии (Бытие) описано, как еврейский Бог, недовольный своим творением, решил его уничтожить. И интригующе звучит здесь фраза: «В те времена на земле жили гиганты...» Могла ли быть какая-нибудь связь между гигантами, которых еще предстоит открыть в библейских песках Ближнего Востока, и великанами из легенд доколумбовых индейцев?

— И вот перед нами труд Гарсильясо де ла Веги, сына испанского аристократа и женщины из семьи правителя инков, «Истории государства инков», — продолжает свой рассказ Хэнкок. — Его считали одним из самых надежных летописцев и хранителем преданий народа, к которому принадлежала его мать.

Он трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что верили глубоко и убежденно:

«После того, как потоп отступил, в стране Тиауанако появился некий человек...»

Этим человеком был Виракоча. Завернутый в плащ, сильный, благородной наружности, он шествовал с неприступной уверенностью в себе по самым опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с небес. Индейцам казалось, что он появлялся из ниоткуда.

В истории о Виракоче просматриваются любопытные параллели с мифом о перипетиях Осириса, древнеегипетского бога смерти и воскрешения. Наиболее полно этот миф изложен у Плутарха, который рассказывает, что эта загадочная личность принесла своему народу дары цивилизации, обучила его многим полезным ремеслам, покончила с людоедством и человеческими жертвоприношениями и даровала людям первый свод законов.

Несмотря на значительные расхождения между преданиями, египетский Осирис и южноамериканский Тунупа-Виракоча имеют, как ни странно, следующие общие черты: оба были великими просветителями; против обоих был организован заговор; оба были сражены заговорщиками; оба были упрятаны в некое вместилище или сосуд; обоих бросили в воду; оба поплыли по реке; оба в конце концов достигли моря («морская пена»...)

Не говорит ли это — в который раз! — о едином допотопном мире, для которого Атлантика не являлась непреодолимым препятствием и в котором социальные, экономические и этнокультурные связи осуществлялись гораздо более интенсивно, чем мы можем себе представить? И Виракоча был одним из посланцев и тружеников этого мира, безвозвратно ушедшего, но оставившего загадочные следы.