Грех ли исповедоваться в разных храмах и у разных священников? Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры

Как поминать родного человека через год после его смерти? Как подготовиться к первой исповеди и что говорить, если грехов очень много? Может ли Церковь повенчать людей, у которых прабабушки были родными сестрами? Как исправить последствия «приворота»?

Здравствуйте! Скоро будет год со дня смерти моей мамы, мы будем заказывать панихиду в церкви и поминальный обед в столовой. Но мне говорят, что надо ещё позвать “бабушек”, которые будут читать молитвы в квартире. Скажите, пожалуйста, “бабушки” читающие молитвы на дому, это народная традиция или так положено по церковному уставу? Спасибо.

Лилия

Здравствуйте, Лилия!

С уважением,
Священник Александр Ильяшенко

Если грехов много то как на исповеди правильнее быть, говорить обо всех?
После исповеди я вновь согрешил, на душе очень тяжело за свой поступок. Как мне правильнее быть и что делать?

Владимир

Здравствуйте, Владимир!

Говорите прежде всего о самых серьезных проступках, в которых Вас обличает совесть. На уровне мыслей и настроений, как правило, все повторяется одно и то же.

То, к чему мы уже не возвращаемся после исповеди, более не говорим. Если же Вы какой-то серьезный грех вновь повторили, то приходится в этом каяться еще и еще, идя с этим на исповедь. Главное, не впадать в отчаяние, но с терпением идти по тому пути, на который Вы встали или пытаетесь встать. Христос повелел апостолу Петру прощать согрешившего «до семижды семидесяти раз», то есть неопределенное число. Так Он нас самих прощает, когда мы обращаемся к Нему с сокрушенным сердцем, которое «Бог не уничижит» (Пс. 50). Да укрепит и вдохновит Вас Господь!

С уважением,

Свящ. Филипп Парфенов

Здравствуйте! Хочу исповедоваться. Читал уже основные вопросы по исповеди, но так и не нашёл того что нужно.

1 вопрос: Можно ли исповедоваться постоянно разным священникам или надо ходить постоянно только к одному, в один и тот же храм?

2 вопрос: По каким причинам мне могут отказать в исповеди? И по каким причинам не причастить? Какую подготовку надо пройти перед исповедью? Я имею ввиду пост или что еще. Так как мне 26 лет, то я бы хотел покаяться не спеша, чтобы полностью раскаяться, поэтому я прошу Вас подсказать, как в основном делают другие люди. Спасибо за внимание. Да хранит Вас Бог!

Николай

Здравствуйте, Николай!

Отвечаю по пунктам.

1. Желательно ходить на исповедь постоянно к одному священнику. Но пока Вы не выбрали духовника, можно какое-то время бывать на исповеди у разных священников, чтобы потом сделать выбор.

2. В исповеди могут отказать некрещенному человеку. Если же Вы крещены, то причиной отказа может стать только неурочное время. Исповедь, как правило, совершается в храмах после вечернего богослужения. О времени исповеди лучше всего узнать заранее. Если же Вам необходимо подробно и обстоятельно поисповедоваться, то можно попросить священника назначить удобное и для него, и для Вас время.

Искренне кающемуся человеку на исповеди грехи отпускаются. Если же человек не кается в своих грехах, не имеет намерения изменить своей греховной привычке, то его могут не допустить к Причастию. Либо, если были совершены какие-то тяжкие грехи, то к причастию священник может допустить только после исполнения определенного молитвенного правила. Однако к причастию необходимо подготовиться: поститься в течение хотя бы трех дней перед причастием (воздерживаться от мясных, молочных продуктов, яиц; развлечения – телевизор, фильмы, книги заменить чтением молитв, Евангелия, а супругам – воздерживаться и от супружеской близости), прочитать покаянный канон, канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю и последование ко Святому Причащению. Каноны можно читать по одному, в течение трех дней перед причастием. Эта подготовка необходима в случае, если Вы собираетесь причащаться.

А для подготовки к исповеди вспомните заповеди Божии и испытайте свою совесть: где и в чем Вы их нарушали. Попросите у Господа в молитве прощения и впредь старайтесь исправиться. Думаю, Вам полезно будет прочитать книгу о. Иоанна Крестьянкина “Опыт построения исповеди”. Помоги Вам Господи!

С уважением,
священник Александр Ильяшенко

Может ли Церковь повенчать мужчину и женщину, у которых в роду прабабушки были родными сестрами и, соответственно, имели одних родителей? В последствии, эти две родовые линии ни разу не перекрещивались.

Валерий

Здравствуйте, Валерий! Церковь не венчает браки до четвертой степени даже бокового кровного родства. В Вашем случае имеет место кровное родство по прямой линии причем именно четвертой степени. Такие браки запрещены в соответствии с 19 Правилом Святых Апостолов. Окончательное решение по данному вопросу может вынести правящий архиерей Вашей епархии. Как к нему обратиться Вы можете узнать в ближайшем храме Русской Православной Церкви.

Лет десять назад я совершила большую непростительную глупость. Муж сказал, что уходит к другой, а я еще совсем девчонка с маленьким ребенком на руках, наслушалась советов и – прямиком к “бабке”, мужа привораживать. Приворожила. Вернулся. Только ничего хорошего из этого не вышло: жизнь такая началась, что вспомнить страшно. В итоге все равно расстались. Правда, без ссор, без скандалов. До сих пор мы в хороших отношения, общаемся, но… И у него проблемы со здоровьем, которых раньше не было, и у меня жизнь как-то все не складывается… Я вот сейчас повзрослела, задумалась – наверное, это тот мой поход к “бабке” аукается. И сделать что-то хочется, как-то все исправить, и даже не столько ради себя (хотя и это тоже, конечно), а ради него – чтобы ему легче стало. И такая тяжесть, такая вина в душе, сил нет больше… Посоветуйте, что делать?

Каролина

Здравствуйте, Каролина!

Хорошо, что Вы понимаете причину тех неприятностей, которые сейчас посещают Вас и Вашего бывшего супруга. Ворожба, как и любое другое колдовство, является прямым обращением к дьяволу. Поэтому еще в ветхозаветные времена Господь дал богоизбранному народу заповедь: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26). И только искренним покаянием и усиленной молитвой Вы можете избавиться от этого греха. Оправляйтесь в храм на исповедь к священнику и расскажите все, как было. Попросите помолиться за Вас и за Вашу семью, ведь не только бывший супруг, но и ребенок может пострадать от сделанного Вами. Помощи Вам Божией!

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему?Ведь они тоже твари Божьи Благодарю за ответ

Елена

Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Об исповеди

247. Я хотел бы исповедоваться и причаститься. Расскажите, пожалуйста, как подготовиться к исповеди? И вообще, в чем состоит суть Таинства Покаяния? Мне хотелось бы узнать об этом поподробнее.

Суть Таинства Покаяния состоит в том, что христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Участие в Таинстве должно обязательно предваряться внутренним, сердечным актом покаяния, который святитель Феофан Затворник определяет четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа. Такое покаянное движение души д о лжно проходить всякий раз, когда совесть обличает нас в грехе – пусть хоть самом малом.

Что касается участия собственно в Таинстве, то общее правило здесь такое:надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно (однако в подробности грехов, особенно блудных, не входить), не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом «что обо мне батюшка подумает?» Для батюшки грехи – это не новость, он всё это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Готовиться к исповеди надо, испытывая свою совесть. И здесь я хочу предостеречь от использования, в качестве пособий для этого, разнообразных многочисленных и, увы, очень популярных брошюрок типа «в помощь кающемуся». Эти брошюрки содержат огромные списки самых разнообразных (и порой даже таких, о которых человек вовсе и не знает) грехов. Часто люди просто переписывают эти грехи (бывает, что и всё подряд), и приносят на исповедь толстенные тетради. Начинаешь разговаривать – выясняется, что исповедующиеся часто даже и не понимают, что обозначает тот или иной «греховный термин»… Исповедовать нужно свои грехи, те, которые мы действительно совершили (нередко, увлекаясь «списками грехов», человек совершенно не видит своё реальное греховное состояние), те, в которых обличает совесть, а не умозрительные, абстрактные и схематические сведения, вычитанные в псевдоцерковных книжках. Для того же, чтобы правильно «настроить совесть», нужно внимательно читать и изучать Священное Писание Нового Завета, Евангелия и Апостольские послания, и по ним сверять свою жизнь. Для начала же хорошо прочитать Нагорную проповедь Христа (в Евангелии от Матфея, главы 5 – 7) и ознакомиться с нормой нравственной жизни для христиан, которую даёт Апостол Павел (в Послании к Римлянам, глава 12).


248. В Церкви уже сложился обычай, состоящий в том, что Исповедь – лишь дополнение к Причастию, но ведь это отдельное, самостоятельное Таинство. Можно ли исповедоваться и не причащаться в этот день?

Вполне можно. Для сознательно живущих христиан, которые следят за своим нравственным и духовным состоянием, при условии их частого причащения, возможно даже и причащаться, не исповедуясь перед этим всякий раз.


249. Исповедуются ли священники, исповедуется ли Патриарх (если да, то кому)? Как причащаются священнослужители, надо ли им говеть?

Священники (и епископы, не исключая и Патриарха) исповедуются так же, как и все христиане. Их исповедь принимает духовник – или специально несущий это церковное послушание опытный и уважаемый всеми священник, или личный духовник, который может быть у всякого священнослужителя. Если же такого духовника нет, или требуется исповедь в случае, когда нет возможности добраться до епархиального духовника, священники могут исповедоваться и друг другу. Священнослужители причащаются без говения, то есть без предваряющего Причастие поста и чтения канонов и акафистов; непременным правилом является лишь чтение Последования ко Святому Причащению. Говение – принадлежность редко причащающихся и имеющих, так сказать, «слабенькую» духовную жизнь православных; если же христиане ведут сознательное христианское существование и причащаются часто, то они, по сути, обладают имеют тем внутренним состоянием, достижение которого – цель говения. Таким христианам можно, с благословения, пользоваться тем правилом, которое имеют священнослужители.


250. Можно ли исповедоваться у разных священников, или нужен один? Вопрос возник в связи с тем, что одна моя знакомая, которая часто ходит в церковь, утверждает, что исповедоваться нужно только у того священника, которого надо выбрать как своего «духовного отца».

Никакого запрета, чтобы исповедоваться у разных священников, нет. Суть исповеди не меняется от того, какой именно батюшка её у нас принимает. Другое дело, что духовного отца, действительно, иметь хорошо, и вообще хорошо, когда исповедуемся одному и тому же батюшке: священник нас уже знает, и мы чувствуем друг ко другу обоюдное доверие. Но не всегда так бывает; да и Церковь, признавая наличие духовного отца желательным, вовсе не вменяет нам это в непременную обязанность. Разумеется, здесь не имеется в виду некое, иногда встречающееся, лукавство, когда человек, смущаясь своих грехов, одному батюшке скажет одно, а другому – другое. Такое отношение к исповеди обесценивает её, и Таинство становится нам «в суд и осуждение». Средством избежать этого и может являться постоянная исповедь у одного священника.


251. На исповеди я часто сталкивался с крайне субъективными оценками батюшки. Однажды степень этой субъективности меня прямо-таки потрясла, и с тех пор я ни разу не причащался, хотя и бывал на службах. Встал вопрос и о том, как исповедоваться, если все равно батюшка будет субъективен. И разве Бог не услышит меня за пределами храма?

Действительно, при современном состоянии нашей церковной жизни и низком нравственном и церковном уровне некоторых пастырей, нас подстерегает опасность столкнуться с крайним субъективизмом того или иного батюшки, когда он в своих действиях и поучениях являет людям не Церковь Христову, а свои, порой весьма экстравагантные, представления о ней. Что же делать! таково несовершенство нашей жизни. К этому надо относиться спокойно; проблемы этого рода довольно легко могут решаться обращением к другому священнику. Что же касается того, услышит ли Вас Бог за пределами храма – безусловно, услышит; но таков порядок вещей, что разрешение от тяжёлых грехов христианин получает именно в Таинстве, а не в акте личного внутреннего покаяния. Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице Апостолов и их преемников, т. е. епископов и пресвитеров. Для того, чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют благодать прощать, им нужно их сообщить, сказать, назвать, т. е. исповедать их и засвидетельствовать перед священником свое в них раскаяние. Тем самым Церковь выражает глубокую мысль о единстве людей во Христе и о взаимной помощи старших и младших в Церкви. Увы, далеко не всегда этот идеал выражается в наличной церковной действительности; но ведь не только от священнослужителей, но и от всех нас зависит его осуществление…

Плата за требы - это справедливо?

Здравствуйте! Недавно услышала, что в наших храмах запрещено назначать цены за требы, свечи и всякую церковную продукцию. Но во многих храмах они все же назначаются. Почему так? А если у меня нет требуемой суммы, а мне надо обвенчаться или окрестить ребенка? Можно ли жаловаться и куда идти? Спасибо. Ксения

Отвечает священник Леонид КАЛИНИН, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского (Москва):

Я знал человека, который не смог креститься в детстве из-за дороговизны крещения (он рос в многодетной семье). Сначала он иногда заходил в храм, потом стал бывать на богослужениях регулярно. И причащаться! Тогда молодежи в Церкви было мало, и настоятель заметил регулярно приходящего в храм молодого человека, как-то разговорился с ним после службы и узнал, что он не крещен: "Как же ты причащаешься?" "Я не крещен, потому что у вас очень дорого стоит крещение", - ответил парень. Священник раскаялся и окрестил его. Видимо, вспомнил 1-й канонический ответ свт. Тимофея Александрийского, отца 2-го Вселенского собора. Там говорится, что если некрещеный человек причащается по своей вере, то "должно просветити его Крещением: ибо призван от Бога".

Недопустимо требовать деньги за таинства, не имеем мы права торговать благодатью. Это пережитки советского времени. Тогда нельзя было не назначать цены - государство полностью контролировало Церковь, все требы регистрировались, храм с них платил налоги. Во многих храмах и сегодня по инерции сохраняются такие порядки. Это, конечно, временное явление. Думаю, прихожане должны быть терпимыми, относиться к этому как к человеческой немощи (в храме тоже люди работают и служат). Но если у них нет возможности оплатить церковную услугу, надо сказать об этом настоятелю, который обязан обеспечить людям доступ ко всему, что связано с их духовными потребностями. Если же он этого не сделает, тогда, я считаю, можно пожаловаться правящему архиерею.

С другой стороны, Церковь существует на пожертвования. Вспомните Евангелие: "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Лк. 21, 1-4). И сегодня многие одинокие старушки жертвуют со своей скудной пенсии на храм. Даже если такая старушка только мелочь положит в церковный ящик, ее жертва будет угодна Богу. Но когда богатые люди шьют для своего ребенка дорогую крестильную рубашку, приглашают много гостей, дома или в ресторане пышно празднуют крестины, а в храме после таинства оставляют скомканную пятидесятирублевую бумажку - по совести ли это? Итог всему вышесказанному можно подвести такой: ценникам в храме не место, но прихожане должны жертвовать на храм добровольно. Помните, что пожертвования на храм - ваша жертва Богу.

Пирсинг и тату

Здравствуйте! Не могу спокойно смотреть, как нынешняя молодежь уродует себя то наколками, то какими-то кольцами - даже в носу! А некоторые в таком непотребном виде даже в храм Божий входят! Как с ними быть? И вообще, что движет человеком, когда он делает такое с собой? Сергей Федорович, г. Екатеринбург

Отвечает свящ. Димитрий СТРУЕВ, председатель отдела по работе с молодежью Липецкой и Елецкой епархии, руководитель молодежного духовного центра "Экклезиаст", ассистент кафедры теории и истории культуры Липецкого педагогического университета:

- Наше отношение к косметике, изощрениям в одежде и прочим вольностям внешнего вида должно базироваться на словах апостола Петра: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3, 3-4). Однако к пирсингу, шрамированию и прочему "боди-арту" это применить сложнее. Хотя бы потому, что уродующие свое тело меньше всего заботятся о красоте в общепринятом ее понимании. Их задача - создать из своего тела некий образ, отличный от того, который дал им Господь. Для христианина сама эта идея греховна, но нет смысла укорять за искажение человеческого облика, а в нем и образа Божия тех, кто увешивается железками и изрисовывается, потому что об образе Божием они просто не задумываются, для них само это понятие - пустой звук. Нам же важно проследить мотивацию этого уродования. Не те объяснения, которые подростки дают сами себе, а мотивацию подсознательную. На мой взгляд, это стремление спрятать, замаскировать свой внутренний мир, подлинное содержание своей души. Бросающейся в глаза ультрасовременной атрибутикой "проблемный" молодой человек или девушка отвлекает внимание окружающих от своих глаз. Труднее заглянуть человеку в душу, если на пути к ней - нагромождение из ирокеза, цепей, татуировок, напичканных в плоть колец и гирек. "Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы", - это слова Дракона из пьесы Евгения Шварца. Не потребность ли сделать подлинные болезни души "еще более невидимыми" вместо того, чтобы приложить усилия к их исцелению, заставляет молодых уродовать свое тело, за угрожающей окраской и килограммами металла прятать свое настоящее "я"?

Что же делать тем, кто успел себя изуродовать, а потом пришел к вере? Потребность в извращении внешности у человека, начавшего молиться, слетает, как шелуха. Можно повынимать гирьки и кольца - следы от них хоть и останутся, но будут не так заметны; привести в порядок волосы - даже если придется состричь, рано или поздно отрастут новые. С татуировками сложнее. Я увидел на руке у отца Иоанна Охлобыстина страшный след от выжигания фрагмента татуировки (кто видел его руки в фильмах, вспомнят, как они разрисованы, - это не фальшивая раскраска для роли, татуировки настоящие), и он рассказывал, что на этот след обратил внимание Патриарх, сказавший: "Нечего членовредительством заниматься! Ходи теперь какой есть - разрисованный". Трудно не согласиться с этим высказыванием Патриарха Алексия II. Однако для читателей я еще сделал бы оговорку, которая к отцу Иоанну не относится: если у кого-то на теле есть кощунственные изображения, или тексты, или демоническая символика, то именно такие вещи желательно или попытаться вывести или, если это трудно, хотя бы забить другой татуировкой. Сложнее со шрамированием: я наслышан, например, о моде вырезать на собственной коже три шестерки. Даже для тех, у кого "снесло крышу" до подобной глупости, не закрыты двери покаяния; однако убрать следы такого безумия без "членовредительства" невозможно, да, может быть, не столь уж это и обязательно - важнее уврачевать покаянием душу. Нам же, клирикам и прихожанам православных храмов, нужно создать на приходах такие условия, чтобы пороги наших храмов не страшно было переступать ребятам, сдуру сделавшим безобразие из своей внешности. Мне пришлось быть свидетелем необузданной агрессии "церковного дедушки" (полнейший аналог "бабушки", только мужского пола) в отношении зашедших в храм молодых ребят в молодежной одежде, с длинными волосами и пирсингом. Они не разговаривали, службе ничем не мешали, просто не угодили своим внешним видом. Большого труда стоило дедушку утихомирить. Перевоспитать таких дедушек и бабушек еще сложнее, чем перестричь всю "хайрастую" молодежь, но важно, чтобы в храме был кто-то, кто может нейтрализовать агрессию пожилых прихожан.

Можно ли исповедоваться в одном храме, а назавтра причащаться в другом?

В канун двунадесятого праздника я не успевала на всенощную в храм, в который хожу обычно, и пошла на службу в ближайший к моей работе. Там и исповедовалась, а на литургию пришла в свой храм. Перед причастием священник спросил, исповедовалась ли я. Узнав, что в другом храме, сказал мне, что в этот раз причастит, но в принципе причащаться надо там, где исповедуешься. Действительно ли недопустимо вечером исповедоваться в одном храме, а с утра причащаться в другом? Зинаида

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

- Церковь едина, и во всех храмах мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому не может быть никаких оснований требовать, чтобы христианин, который вечером исповедовался в одном храме, обязательно и причастился в этом же храме. Нет и причин настаивать, чтобы человек, который пришел причащаться, получив накануне у священника другого храма благословение на причащение, заново исповедовался. Исповедь перед причащением установлена для того, чтобы человек открыл свою совесть священнику и тот или благословил его причаститься, или - если для этого есть канонические основания - наложил на него временное запрещение. В Русской Православной Церкви (в отличие, кстати, от некоторых Поместных церквей) всем приходским священникам (кроме отдельных случаев, всегда имеющих характер наказания со стороны священноначалия) доверено принимать исповедь мирян перед причастием. И со стороны священника думать, что он сам или священники его прихода лучше могут осуществлять данную Богом священству власть вязать и решить, - это проявление гордости или недопонимания сути вопроса.

Http://www.nsad.ru/index.php?issue=45§ion=10018&article=862

Непосредственно накануне причащения верующий должен посетить вечернее богослужение, после которого дома прочитать все молитвы и каноны ко Святому Причащению, а именно:

– канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;

– канон молебный Пресвятой Богородице;

канон Ангелу Хранителю;

– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
– молитвы вечерние.

Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом молитвослове, который можно приобрести в любом православном храме. Возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается - к Св. Причастию приступают натощак.

Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.

Как поститься?

Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом. Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия. Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов). Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.

Есть ли послабления в посте?

Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.

Как причащаться?

Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.

По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, а затем идет к специальному столику, где запивает Причастие теплотой с антидором.

Как причащать младенцев?


Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.

По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.

Как причащаться дома?

Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Можно ли причащаться беременным?

К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище - не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.

Можно ли исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом?

Исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом можно. И ни в коем случае исповедь и причастие в разных храмах не являются нарушением канонов.

Церковь - едина, и во всех храмах мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому нет никаких оснований христианину обязательно причащаться в том же храме, в котором он накануне исповедовался.

Единственное, что необходимо сделать, это постараться взять благословение у исповедующего священника утром в том храме, в котором вы собираетесь причаститься.

Составлено иереем Виталием Симорой