Жены мироносицы у гроба. Икона "жены мироносицы"


05 мая 2013 года
опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами ">

"> опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами ">

Евангелие повествует, что на третий день после распятия жены купили ароматы и отправились помазать тело Христа. По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Спасителя) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего [Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003. С. 188-189.] . Именно по причине наступающей субботы тело Спасителя было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно, но не нашли тела Господа. У гробницы их встретил ангел, возвестивший Воскресение.

">

Статья "К иконографии Воскресения Христова" впервые опубликована в 2006 году

В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории — Воскресения Христова — обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию — его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами "Воскресения Христова" называли те, где изображалось сошествие во ад или явления Христа по Воскресении, а так же явление ангела мироносицам у Гроба Господня.

Евангелие повествует, что на третий день после распятия жены купили ароматы и отправились помазать тело Христа. По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Спасителя) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего [Синельников В., священник. Христос и образ первого века. М., 2003. С. 188-189.] . Именно по причине наступающей субботы тело Спасителя было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно, но не нашли тела Господа. У гробницы их встретил ангел, возвестивший Воскресение.

Евангельский сюжет "Жены-мироносицы у Гроба Господня" был чрезвычайно популярен во всех видах искусства — как в монументальной живописи (мозаика и фреска), так и в книжной миниатюре и прикладном искусстве. Популярность сюжета обусловлена его значением во всей евангельской истории — жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Христова Воскресения.

Победа над смертью и радость совершившемуся, которую благовествует ангел мироносицам, — вот что привлекало христианских мастеров и побуждало вновь изображать это событие.

Одним из древнейших памятников, в котором встречается сцена "Жены-мироносицы у Гроба Господня", является роспись стен дома 232 года в Дура-Европос (Северная Месопотамия), приспособленного под христианскую капеллу. Одна из комнат служила баптистерием. Иконографическая схема интересующей нас сцены довольно проста, изображение лишено деталей. Три женщины направляются к еще закрытому саркофагу, представленному весьма условно. Художник показал, скорее, шествие жен и цель их пути в виде еще закрытого гроба, чем свершившееся торжество Христа над плотью и смертью. Возможно, это иллюстрация на стих Евангелия от Матфея, предшествующего тому, в котором говорится о явлении ангела: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб" (Мф. 28: 1). В евангельских текстах указывается различное число женщин, отправившихся помазать тело Христа. Так, по тексту евангелия от Луки становится ясно, что их было более трех, в то время как им является не один, а два ангела (Лк. 24: 1-4). По тексту Евангелия от Иоанна ко Гробу пришла одна Мария Магдалина, ей также явились два ангела (Ин. 20: 1, 12). В росписях Дура-Европос ко Гробу идут три женщины. По всей видимости, художники следовали тексту Евангелия от Марка, где сказано: "По прошествии же субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (Мк. 16: 1). Головы мироносиц из Дура-Европос покрыты, сами жены одеты в длинные, спадающие складками одежды. Каждая из них несет дары в левой, согнутой в локте руке, что подчеркивает мотив шествия и приношения.

Вознесение Господне. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Бамбергский аворий; Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Германия. Мюнхен. Баварский национальный музей; 11.6 x 18.7 см.; материал: кость; техника: резьба по кости

На плакетке из слоновой кости, хранящейся в Мюнхене (так называемый Бамбергский аворий, ок. 400 г.), рассматриваемый нами сюжет располагается под сценой Вознесения. Три святые жены изображены в правом нижнем углу, перед храмом Гроба Господня, стоящего на груде камней, на которой восседает ангел в виде юноши без крыльев. Двери храма закрыты. В целом здание восходит к античным образцам — можно без труда установить его связь с римскими мавзолеями, архитектура которых повлияла на христианские центрические храмы и мемориальные постройки. По сторонам от храма стоят двое стражей. Один из них спит, опершись на карниз храма, его лица не видно, у другого стража в характерной римской одежде в левой руке - копье, напоминающее о прободении ребра Спасителя после распятия. На заднем плане за храмом изображено дерево, на толстых ветвях которого сидят и клюют плоды две птицы. Для передачи диалога между ангелом и мироносицами мастер Бамбергского авория прибегнул к античному жесту речи (поднятая рука с двумя прямыми пальцами).

Мироносицы у Гроба Господня. Ампула Монцы. VI в.

Изображение жен-мироносиц зачастую располагается вместе не только с Вознесением, но и другими сюжетами, иллюстрирующими последние события в земной жизни Христа. Так, например, оно соседствует с другими евангельскими сценами на ампуле Монцы (VI в.) и на оборотной стороне расписной крышки реликвария из Санкта Санкториум (VI в., Ватикан).

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент реликвария из капеллы Санкта-Санкторум. Ок. 600 г. (Музей Ватикана)

В обоих памятниках мироносицы стоят не перед пещерой, где, по тексту Евангелия, Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса, — место погребения Спасителя показано на крышке в виде ротонды, а на ампуле Монцы — в виде прямоугольного храма с колоннами и шатровым покрытием, увенчанным крестом. Архитектура ротонды, изображенной на реликварии, сложная — в барабане условно показан ряд окон, а внутренняя поверхность купола украшена звездами. Под ним располагается многоугольная гробница с остроконечной крышей и богатой мраморной облицовкой. Мироносицы и ангел изображены с нимбами, а одна из жен — в одежде Пресвятой Богородицы. Голову Ее покрывает темного цвета мафорий, на лбу и плечах изображены звездочки, символизирующие непорочное зачатие, непорочное рождение Сына и непорочность по Его рождении. Включение Богородицы в сцену у Гроба Господня обусловлено церковным преданием, которое отразилось, прежде всего, в богослужебных текстах. Так, в одном из главных пасхальных песнопений говорится об обращении благовестника Воскресения именно к Богоматери: "Ангел вопияше Благодатней: чистая Дева, радуйся. И паки реку радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба…". Присутствие Девы Марии у покинутого Господом Гроба встречается и в некоторых других памятниках, в том числе весьма поздних.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент Миланского диптиха , V век

В Миланском диптихе, который, по-видимому, представлял собой оклад синодика, рассматриваемая сцена включена в более обширный цикл, повествующий о конечных событиях евангельской истории. Весь диптих — это последовательный рассказ о событиях Страстной седмицы на одной створке и о явлениях Воскресшего Господа на второй. На первой части диптиха изображено "Омовение ног ученикам", "Предательство Иуды", "Взятие под стражу", "Возвращение Иудой тридцати серебряников", повесившийся на дереве Иуда и, наконец, закрытый Гроб Господень, который стерегут четверо римских стражей в шлемах, со щитами и копьями. Эта спокойная и не повествовательная сцена получает дальнейшее развитие на второй части диптиха. Вверху изображен открытый Гроб (показан в виде поставленных друг на друга двух цилиндрических объемов), из-за него выглядывает римский страж, второй стражник, убегая, в страхе оглядывается назад. Перед гробницей — сидящий на камне ангел с нимбом, обращающийся к двум мироносицам с помощью того же жеста, что и на Бамбергском авории. Ниже располагается "Явление Христа женам-мироносицам". Завершает вторую часть диптиха сцена "Уверение Фомы".

Диптих Тривульчи. Слоновая кость. Конец IV в.

Среди ранних памятников также следует отметить так называемый диптих Тривульчи из Мюнхена (конец IV в.). Поле плакетки разделено горизонтальной орнаментальной рамой. Изображенная вверху гробница представляет собою ротонду с куполом на прямоугольном основании, над ней ангел и вол — символы евангелистов Матфея и Луки, в середине, перед гробницей, — стражи. На первый взгляд кажется, что воины уснули, но их позы слишком неестественны для сна — один из них припал на правое колено, не опираясь на копье, и, кажется, вот-вот упадет, у другого за спиной развевается плащ, но никакого движения в этом не чувствуется — время будто остановилось, застыло. В Евангелии об этом сказано: "Стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые" (Мф. 28: 4). Внизу возле приоткрытой двустворчатой двери на камне сидит ангел, показанный, как и на Бамбергском авории, в виде юноши без нимба и крыльев. Две мироносицы изображены не идущими ко Гробу и не беседующими с ангелом, но припадающими к ногам посланника Божия. Благодаря этому композиция динамична. За спиной одного из стражников, на фоне храма Гроба Спасителя изображено ветвистое дерево с плодами. В этом памятнике Воскресение Христово по смыслу связано с воскрешением Лазаря, которое изображено в верхних филенках дверей храма Гроба Господня. По преданию, Христос воскресил Лазаря в конце своего земного служения, перед входом в Иерусалим, с которого начинаются события Страстной недели.

Мироносицы у Гроба Господня. Плакетка из слоновой кости. Аворий IV-V вв. Британский музей, Лондон.

К ранним памятникам IV века относится также плакетка, хранящаяся в Британском музее. Гробница изображена уже как покинутая Спасителем — одна дверная створка открыта, из-за неоткрытой створки, украшенной львиной головой с кольцом в зубах, виднеется саркофаг. Видимо, святые жены еще не знают о свершившемся — их мягко склоненные головы и руки у лица, напоминающие жесты плакальщиц, передают чувство печали. Следовательно, здесь художник также, как и в Дура-Европос, показал сам факт прихода женщин ко Гробу, но не получение ими вести от ангела. Однако зритель уже знает, что Христос воскрес — он видит приоткрытые двери.

Мироносицы у Гроба Господня. Мозаика. Церковь св. Аполлинария, Равенна, Италия. VI в.

В мозаике церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.), отличающейся лаконичностью и отсутствием деталей, постановка фигур почти фронтальна, обе мироносицы показаны одинаково, акцент сделан на их больших выразительных глазах. Ангел, сидящий на камне, держит в руках жезл. Гроб Господень изображен вновь в виде ротонды, что соответствовало историческим реалиям того времени, — над местом погребения Христа действительно находился центрический храм, не сохранившийся до наших дней. Изображенный в этой мозаике круглый в плане храм имеет купол, поддерживаемый коринфскими колоннами, и круглую базу. Вход в него открыт.

Конечно, присутствующий на различных памятниках центрический храм не являлся точным изображением храма на месте пещеры, в которой был погребен Иисус. Ротонды в рассматриваемых сценах лишь обозначали место действия и апеллировали к известнейшему паломническому храму — об этом свидетельствует многообразие его форм в различных памятниках. В связи с анализом иконографии сцены "Явление ангела мироносицам" вопроса об архитектуре храма Гроба Господня касался в своей монографии Н.В.Покровский. Этой же теме целиком была посвящена книга Н.Д.Протасова "Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба". В ней он критикует существовавшее в науке мнение, что фигурирующий в Бамбергском авории святой Гроб соответствует описанному у Евсевия и что мастер был в базилике Константина и принял вид храма Гроба Господня "с натуры". По одному из предположений, плакетка была выполнена в Иерусалиме по заказу императрицы Елены кем-либо из придворных художников, посланных в Святую Землю для работы в строившейся базилике [Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба. Сергиев Посад, 1913. С. 17-18. ]. Н.Д.Протасов, свою очередь, считал описание Евсевия неточным. Изображавшийся на различных памятниках храм Гроба Господня состоял из двух частей: нижнего куба из тесаных камней и верхней ротондообразной постройки с куполом. Ротонда, изображенная на Бамбергской пластине, богато украшена архитектурными обломами, медальонами и ее верхняя часть заключена в аркаду из 12 попарно собранных колонн. Таким образом, ни со стороны архитектонической, ни со стороны декоративной, памятник не соответствует описанному у Евсевия, который не упоминает его двухэтажность и обильное оформление. Протасов склоняется к тому, что мастер бамбергского памятника не стремился к точности и натурности, его задача состояла в изображении Воскресения Христова и обозначения в качестве места действия Гроба Господня, узнаваемого в общих чертах. Аналогичные изображения Гроба дают также костяная пластина из Британского музея (IV в.) и диптих Тривульчи. Они основываются на античных образцах, архитектуре греческих и римских мемориальных построек.

Совсем иной тип изображений Святого Гроба по форме и стилю встречается на ампулах Монцы. Они изготавливались непосредственно в Иерусалиме и лишены античной основы.

Поскольку техника их изготовления примитивна, изображения условны, лишены заднего плана и деталей, то о копировании художниками внешнего облика сооружения говорить не следует. Архитектура Гроба на ампулах имеет различные варианты, но в целом сводится к тому, что сооружение представляло собой близкий к квадрату прямоугольник с треугольным фронтоном, который венчает крест. Иногда оно имело античные колонны с базами и капителями, иногда вход в Гробницу был показан в виде двустворчатых дверей с решеткой. В воспоминаниях паломников в Святую Землю, которые изучал Н. Д. Протасов, встречаются упоминания о том, что святое место Гроба было защищено решеткой — внутренней (cancelli interios) и внешней (cancelli exteriors) [Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя. С. 25. ]. Видимо, внутренняя решетка находилась при входе в храм Гроба Господня, а внешняя окружала его, сдерживая паломников.

Точно установить на основе воспоминаний паломников того времени и памятников искусства облик храма Гроба Господня невозможно, это требует серьезного археологического исследования, сведения воедино различной информации и ее критического анализа. Нашей задачей является указать на многообразие его изображений в связи с рассмотрением евангельской сцены "Жены-мироносицы у Гроба".

В книжной иллюстрации наиболее ранний пример иконографии Воскресения содержит не принадлежавшая константинопольскому мастеру рукопись на сирийском языке, известная под названием Евангелие Рабулы (586 г.).

Распятие. Жены мироносицы у Гроба Господня. Кодекс Рабулы 586 г.

Миниатюра расположена под многофигурным детализированным Распятием. Весь фон миниатюры покрывают пальмы, означающие, вероятно, сад Иосифа Аримафейского. В центре композиции — ротонда с античными колоннами и вычурным куполом. Из ее полуоткрытых внутрь дверей сияют три пучка света, поражающие стражников, двое из которых лежат на земле, а другой падает. Слева от Гробницы сидит на неком прямоугольном низком постаменте ангел с золотым нимбом, с крыльями, в светло-голубой тунике. Одна из святых жен с нимбом, держит в руках фляжку, наполненную ароматами, другая (без нимба) держит сосуд в виде лампады, в которой горит огонь. Справа от Гробницы две жены припадают к ногам явившегося им по Воскресении Христа. Н. В. Покровский предполагает, что первая из жен, отмеченная нимбом, сходна с Богоматерью в сцене "Распятие", и, по всей видимости, Ею и является [Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 486. ]. Отметим также, что мироносица с нимбом выделена в масштабе — ее фигура больше и выше, чем фигура второй святой жены. Подобное изображение уже встречалось нам в росписи крышки реликвария из Санкта Санкториум.

Жёны-Мироносицы у Гроба. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь (Москва, ГИМ). Изображение царя Давида, пророчествующего о Воскресении Христа, относится к Пс. 43, 23: "Восстань, что спишь, Господи? Пробудись, не отринь навсегда". Сцена "Мироносицы у гроба" относится к 24 стиху того же Псалма: "Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости твоей". Византия (Константинополь?). 840-50-е гг.

Интересный вариант сцены представлен в постиконоборческой рукописи — Хлудовской псалтири (IХ в.) На листе с текстом 43-го псалма изображена гробница в виде небольшой ротонды, слева от которой представлен ветхозаветный царь и пророк Давид, а справа — две плачущие святые жены. Это является иллюстрацией на 24-й стих псалма — "Восстани, вскую спиши Господи, воскресни и не отрини до конца". На этом же листе рядом с текстом 27-го стиха ("Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имени ради Твоего") еще раз изображается гробница, рядом с которой стоят мироносицы [См.: Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтири. М., 1977. ]. Эти сцены иллюстрируют лишь ожидание Воскресения, жены еще не знают о нем, фигура ангела-благовестителя отсутствует. По смыслу эта трактовка близка к характеру предпасхального богослужения православной церкви в Великую субботу.

Интерес к диалогу персонажей в рассмотренных памятниках обусловлен его значением — Божий посланник впервые благовествует Воскресение мироносицам, посылая их с этой радостной вестью к апостолам и всем людям. В Пармском Евангелии из Палатинской библиотеки (конец ХI в., Palat. 5) [Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. 2. Ил. 246. ] лист разбит орнаментальной рамой на четыре ячейки, в которых располагаются "Оплакивание" ("Положение во Гроб"), "Явление ангела женам-мироносицам", "Вознесение" и "Сошествие Святого Духа на апостолов". Интересно отметить, что ангел сидит на большом мраморном, сидя по показу фактуры, прямоугольном сидении, указывая не на пелены Христа, виднеющиеся в пещере, а на маленькие фигурки попранных воинов. Эта небольшая деталь дает иной смысловой акцент.

Иконографически близка Пармской рукописи миниатюра из синаксаря Захария Валашского (первая четверть XI в., Институт рукописей в Тбилиси), где показан не храм Гроба Господня, а пещера. Ангел сидит на высоком прямоугольном сидении, показанном в обратной перспективе, он обращается к женам, одна из которых смотрит на свою спутницу.

Мироносицы у Гроба Господня. Оклад. Византия, XII в. Лувр, Париж.

Интересным памятником является византийский металлический оклад реликвария, хранящийся в Лувре и датирующийся ХII веком. Фигура ангела с нимбом вписана в силуэт горы, в которой находится пещера, он указывает правой рукой на погребальные пелены. В левой руке он держит жезл. В целом поза ангела, широкий его размах его крыльев и жест будут по-своему повторены в Кинцвиси и Милешево, с той разницей, что жезл ангела будет находиться в правой руке, поскольку левой он будет указывать на пелены в прямоугольной Гробнице с двускатной крышей. На окладе две святые жены стоят слева от вестника Воскресения. Изображения упавших у входа стражей повреждены и сохранились в плохом состоянии. Сцена сопровождена многочисленными греческими надписями — цитатами из Евангелия и Октоиха, располагающихся в раме, а также над головами ангела и мироносиц, над пеленами и над поверженными воинами. Надпись, располагающаяся над ангелом, является 6-м стихом из 28-й главы Евангелия от Матфея: "Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Придите, посмотрите место, где лежал Господь".

Псалтирь королевы Мелисенды: Воскресение и Явление Архангела Свв. женам-мироносицам. Иерусалим, 1131-43 гг.

Похожая иконографическая схема прочно утверждается и в миниатюре. Она встречается в псалтири королевы Мелисенды (1135-1139, Британский музей) [The glory of Byzantium: Art and culture of the Middle Byzantine Era. A. D. 843-1261. Edited by Helen C. Evans and William D. Wixon. New York, 1997. P. 279. ], в Евангелии 1059 года из монастыря Дионисиат на Афоне (Cod. 587m., fol. 167v) [The treasures of Mount Athos: Illuminated manuscripts. Vol. 1. Athos, 1974. Il. 274. ].

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Миниатюра из Евангелия и Апостола. XI в. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 113v)

В этой же рукописи сюжет встречается еще дважды. В инициал "О" (fol. 113v) вписаны две жены у Гробницы, но их не встречает ангел. В скале видно отверстие пещеры и край саркофага. Возможно, фигурка ангела в инициал просто не помещалась. Тем не менее, это интересный иконографический вариант, равно как и другой из этого же Евангелия — Мария Магдалина беседует у места погребения Господня с двумя ангелами, сидящими на некотором расстоянии друг от друга (fol. 171v). Это сюжет встречается также в зените свода собора Сан Марко в Венеции между куполами с "Вознесением" и "Сошествием Святого Духа".

Итак, в рассмотренных выше памятниках, датируемых после Х века, изображается не ротонда Гроба Господня, а пещера, в которую, по тексту Евангелия, Иосиф Аримафейский положил тело Спасителя.

Возможно, на изменения в иконографии сцены повлияло несколько факторов. Это можно связать с перестройкой Эдикулы после ее разрушения в 1009 году — Гроб Господень больше не будет изображаться в антикизирующих архитектурных формах. Уходят из привычной для ранних памятников иконографической схемы раннехристианские символы — деревья с птицами, виноградные лозы.

Мироносицы у Гроба Господня. Явления Христа мироносицам. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. 1140-е гг.

1130-1140 годами датируется хорошо сохранившийся до наших дней фресковый ансамбль Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Рассматриваемая нами сцена располагается на восточной стене северного рукава подкупольного креста. Фрески северного рукава креста посвящены Христовым страстям. В верхнем регистре в люнетах здесь располагаются сцены "Распятие" и "Оплакивание", доминирующие над остальными росписями. Масштабное "Сошествие во ад" располагается над "Женами-мироносицами у Гроба Господня". В единое пространство художник помещает две сцены — "Явление ангела у Гроба" и "Явление воскресшего Христа". Первая композиция схожа во многом с рассмотренным выше окладом из Лувра. Фигура ангела, сидящего на высоком почти квадратном камне (верх, служащий сидением, не показан, как это будет в Милешево), возвышается над двумя мироносицами, в левой руке он держит жезл, правой указывает на пелены в высоком прямоугольном Гробе (они показаны условно, плат с головы — отдельно от плащаницы) [В Евангелии от Иоанна сказано: "Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый в другом месте" (Ин. 20, 6-7). ]. Голова его чуть наклонена в сторону жен, изображенных без нимбов.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня. Кинцвиси, около 1207.

В XIII веке этот сюжет встречается в ансамбле росписи грузинского монастыря Кинцвиси (первая половина века) и в знаменитых росписях Милешево (датируются временем до 1228 г.). В первом памятнике стиль фресок более восторженный и эмоциональный, в Милешево же композиция носит уравновешенный и величественно-спокойный характер. Оба этих настроения по-разному передают евангельскую радость Воскресения.

Фреска церкви Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.

Для восприятия фресок Милешева оказывает решающее значение их огромный размер. Самое удивительное в них то, что фигуры жен-мироносиц показаны меньшими по сравнению с ангелом, который выступает как главное действующее лицо. Эта тенденция наметилась еще в Луврском окладе, где внимание привлекает порывистый взмах крыльев ангела. Ангел в Милешево обращается не к мироносицам, а к зрителю — на восприятие фрески извне рассчитаны взгляд ангела и его указующий на пелены жест. Интересно отметить, что в рассмотренных выше памятниках мастера по-разному показывали взгляд ангела. Так, в псалтири королевы Мелисенды ангел глядит поверх голов мироносиц, мимо них, в даль. А в серебряной иконке из Тбилиси ангел смотрит на жен сверху.

Пелены на милешевской фреске показаны иначе, чем в Спасо-Преображенском соборе. Здесь нет разделения на плат и собственно пелены. Белая плащаница из тонкой ткани изображена закрученной по спирали. Мироносицы выглядят испуганными — стоят несколько поодаль, одна прячется за спину другой. Стоящая ближе к ангелу, сидящему на большом прямоугольном мраморном сидении, порывистым жестом придерживает свои одежды. Эта реалистическая деталь очень интересна, так же как и другая — в левой руке Мария держит сосуд с ручкой, в котором были приготовленные ароматы. Поверженные воины изображены ниже всей сцены, как бы в другом регистре росписи. Ангел показан с прекрасным румяным ликом, аккуратно уложенными и перевязанными волосами. Особый динамизм фреске предает большой размах его крыльев. В торжественном и в то же время спокойном настроении передается величие свершившегося события, о котором ангел в белоснежных одеждах спешит поведать находящимся в храме Вознесения в Милешево.

Начиная с оклада Евангелия в Лувре и в дальнейших памятниках (фрески Мирожа, Кинцвиси и Милешево) прослеживается единая общая иконографическая схема данного сюжета.

Мастера акцентировали внимание прежде всего на Божием посланнике, увеличивая его в размерах, и его жесте, указующем в этих памятниках не на храм Гроба Господня, не на пещеру (кроме оклада), а на погребальные пелены Христа,

что служит прямой иллюстрацией на слова ангела: "С мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь…"

Различные иконографические варианты данной сцены будут встречаться позже в русском искусстве. Как уже было отмечено, сюжет был не менее популярен, и представлен как в иконописи, так и в монументальной живописи, интересным образцом которой является фреска церкви на Волотовом поле в Новгороде. Вероятно, в связи с тем, что ранних икон, как византийских, так и русских, сохранилось не много, данный сюжет встречается часто в более поздних образцах, особенно в относящихся к XV-XVI векам. Школе Андрея Рублёва приписывают икону, ныне находящуюся в Троице-Сергиевой лавре, датируемую 1425-1427 годов.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г.

В связи с развитием на Руси высокого иконостаса, иконы "Жены-мироносицы у Гроба" включались в развернутые праздничные чины, как, к примеру, икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., Русский музей).

Жены-Мироносицы у Гроба Господня. Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото Ксении Прониной

Интересной с точки зрения иконографии является икона, хранящаяся в Третьяковской галерее (середина XV в.) — на ней изображено явление мироносицам двух ангелов, один из которых, следуя тексту Евангелия, сидит у изголовья гробницы, а второй, со свитком в руках, — в ногах. В XVI веке рассматриваемая нами сцена встречается в виде клейма на масштабных иконах по размеру Спасителя.

Жены мироносицы у Гроба Господня. Русская икона начала XVI века. Государственная Третьяковская Галерея.

Жены-мироносицы у гроба Господня; Россия. Москва; XVI в.; мастер: Макарьевская мастерская; Государственная Третьяковская галерея;

Такие клейма есть на иконе "Преображение" из церкви Покровского монастыря в Суздале (первая половина XVI в., Русский музей), на иконе середины XVI века, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, под названием "Смоленский Спас" (в привычной сцене "Явления ангела мироносицам" появляется изображение Христа, как бы стоящего позади горок) и на иконе "Спас на престоле" Симеона Спиридонова-Холмогорца (1670-е - 1680-е гг., Русский музей).

Спас на престоле. Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль.

Многообразие рассмотренных выше памятников свидетельствует о популярности евангельского сюжета о женах-мироносицах. Его распространению во многом способствовало паломничество к Святому Гробу, а так же то, что он нес христианам великую радость Воскресения Христова. Эта тема стала излюбленной в православном искусстве, особенно на Руси.

В монументальной живописи, в других видах искусства, рассматриваемая нами сцена обычно располагалась после страстного цикла, знаменуя радость Воскресения, за нею следовали явления Христа по Воскресении мироносицам, иногда объединявшиеся в единое изобразительное пространство с "Явлением ангела у Гроба". В развернутых циклах следом могло идти "Уверение Фомы" и "Вознесение".

Иконографическая схема сцены "Жены-мироносицы у Гроба Господня" складывалась на композиционной и смысловой доминанте места, где был погребен Спаситель. Художники обозначали это место в ранних памятниках в виде храма Гроба Господня (античной ротонды на плакетках из кости, в книжной миниатюре и мозаике или прямоугольника с колоннами и фронтоном, как на ампулах Монцы). Начиная с Х-ХI веков, обращаясь в качестве источника к Евангелию, художники изображают пещеру с пеленами, на которые указывает ангел.

Иные образцы демонстрировали древнерусские памятники. Задачей художников было рассказать о Воскресении, ее решали по-разному.

Чаще всего акцент ставился на передачу диалога между Божиим посланником — ангелом, которого изображали в ранних памятниках в виде юноши без крыльев, и пришедшими женам.

Во всех рассмотренных выше памятниках (кроме афонского Евангелия, gr. 587) мироносиц приветствует один ангел, по тексту же Евангелия — ангелов двое, один из которых сидит у изголовья, а другой в ногах. Фигура ангела могла быть увеличена в размерах по сравнению с фигурами святых жен и воинами (Луврский оклад, фрески Мирожского монастыря и Милешева). Рассмотренная фреска Милешева уникальна тем, что вызывает на диалог зрителя, к которому Белый ангел, как называют его в Сербии, обращается.

Сцена "Жены-мироносицы у Гроба" имела как простую схему (Миланский оклад), так и более сложную, многофигурную, когда помимо святых жен изображались воины, количество которых могло быть различным — от двух до четырех. Воины могли не изображаться вообще, но чаще художники помещали маленькие фигурки стражей в правом углу (Луврский оклад) или ниже, как в Милешевском памятнике.

Что же касается количества изображаемых святых жен, то следует отметить, что для христианских художников это не имело принципиального значения. Конечно, они использовали при изображении тот или иной источник, но им важно было показать свершившееся событие, напоминая о Воскресении Христа, а жены независимо от их количества выступали как его свидетели, принесшие эту весть всему миру.

Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1673. (предположительно стенопись была выполнена известным поволжским мастером Гурием Никитиным "со товарищами")

Особый интерес представляют случаи, когда среди мироносиц изображается Пресвятая Богородица или когда у Гроба изображается лишь одна Мария Магдалина.

Явление Христа Марии Магдалине. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в.

Воскресение Христа является центральным моментом евангельской истории, радостным событием исполнения пророчеств и предзнаменований. Словно в качестве подтверждения происшедшего, "Явление ангела женам" дополнялось в памятниках сценами явления Христа женам или ученикам и Его Вознесением.

Жены-Мироносицы

Тропарь, глас 2

Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше / мира мертвым суть прилична / Христос же истления явися чужд. / Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2

Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

Молитва святым Женам-Мироносицам.

О святыя Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившего Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков. Аминь.

Жены-Мироносицы - это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они рано утром в воскресный день поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине. Авторы Евангелий – апостолы сообщают нам их имена: Мария Магдалина, Мария ​– мать апостола Иакова от 70-ти, Саломия – мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, Иоанна – жена Хузы.

Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и встретит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, Которого она приняла сперва за садовника и просит её сообщить ученикам о Его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).

В Православной Церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц - день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина должна стать мироносицей по жизни - сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь, и через все это спасти свою душу для вечной жизни с Богом.

Молитесь с нами, Жены-мироносицы, Просите о прощении для нас!

Неделя 3-я по Пасхе

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Святые жены-мироносицы во время земной жизни Спасителя много служили Ему своим имением и трудами, сподобились первыми принять благую весть о Воскресении Господа. Почитаются как молитвенные предстательницы о женщинах-христианках.

О святыя Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившего Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.

Образ этих женщин стал собирательным, поэтому в праздник поздравляют всех женщин мира, славят женскую жертвенность, верность и преданность, а также чистую веру и светлую самозабвенную любовь.

О чём молятся святым женам-мироносицам

На четырнадцатый день после светлого праздника Пасхи мы отмечаем День жен-мироносиц, который считается православным женским днем. В 2018 году он выпадает на 22 апреля.

В храмах читаются молитвы святым женам-мироносицам. Верующие вспоминают о тех, кто последовал за Христом к месту распятия на Голгофу, первым узнал о воскрешении Спасителя и рассказал об этом другим людям.

Молитва святым женам-мироносицам:

«О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь».

Также читают другую молитву женам мироносицам:

«О святии Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков».

Молитва святой жене-мироносице Марии Магдалине.

«О, святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец, наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободила еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим единому Святому Влaдыце Богу, якоже тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи: то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею oceняеми преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси ко обители небесныя: моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно соверщити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь».

Вторая молитва Марии Магдалине:

«О, святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душою и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ищя моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою, и возлюбившаго тя, Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши единосушную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь».

Молитва жёнам мироносицам

Русская Православная Церковь

и целителя Пантелеимона г.Кирова

«Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,

моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление

подаст душам нашим»

Страница не найдена (404 NotFound)

К сожалению, запрашиваемая Вами страница не найдена на сайте нашего храма.

Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Расписание

Сегодня: 19.12 Вт

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

17.00 Вечерня Утреня

Сегодня: 19.12 Вт

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского

17.00 Вечерня Утреня

Сейчас 3 гостя и 0 зарегистрированных пользователей на сайте.

Наши друзья

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

Молитва святым Женам-Мироносицам. «О святи Жены-мироносицы…»

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Понравилось?

Не понравилось?

Молитва святым Женам-Мироносицам. Муз. А. Гринченко. Хор Регентской школы при Московской Духовной Академии. Из альбома «Воскресения день. Пасхальные песнопения».

О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити нелено­стно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь.

Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины.

(Святитель Димитрий Ростовский)

Акафист святым Женам-мироносицам 1.

Акафист святым Женам-мироносицам 2.

В Неделю третию по Пасце Святых жен мироносиц.

Жены-мироносицы – кто они и как им молиться?

Хоть первой грешницей на земле и была женщина, многие представительницы слабого пола стали почитаемыми в православной вере. Об их подвигах ради любви к Господу Богу можно говорить долгое время. Особое место в православной церкви занимают женщины-мироносицы, которые ничего не боясь, следовали за Христом.

Жены-мироносицы – кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже преодолеть страх и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.

Житие жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина . До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна . Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия . Согласно церковным преданиям она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова . Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна . Выясняя, жены-мироносицы кто они, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария . Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

В чем помогает икона «Жены-мироносицы»?

Существует несколько икон, на которых представлены великие женщины. Их можно встретить в церквях и купить для домашнего иконостаса. Многих интересует, о чем молятся женам-мироносицам, так вот иконы являются вдохновением для молящихся женщин на подвиг верности, умиротворения и любви. Перед образом можно просить о прощении за содеянные грехи, об укреплении веры и избавлении от существующих искушений. Помогают иконы обрести тихую и праведную жизнь.

Жены-мироносицы – молитва

Поскольку великие для православной церкви женщины сотворили подвиг во имя любви к Господу, к ним возносят молитвенные обращения, как и к святым. Молитва женам-мироносицам является просьбой, чтобы святые женщины просили перед Господом об избавлении от грехов и прощении. Обращаются к ним, чтобы обрести любовь к Христу, как это сделали они сами. Регулярные молитвенные обращения способствуют смягчению и умилению сердца.

Жены-мироносицы – православие

Согласно церковным канонам день, посвященный святым женщинам, является аналогом 8 марта. Неделя жен-мироносиц начинается после Пасхи на третью неделю, стоит указать, что под словом «неделя» подразумевается воскресенье. В этот праздник женщины в древности обязательно причащались, а затем, проводились веселые празднования. Святые отцы о женах-мироносицах говорят, что каждая женщина на Земле удостоена такого звания, поскольку она несет мир своей семье, рожает детей и является хранительницей очага.

Жены-мироносицы в современном мире

Православие восславляет совсем другие качества женщин, например, преданность, жертвенность, любовь, веру и так далее. Многие выбрали для себя другой путь, ориентируясь на иные ценности, например, славу, деньги, безразличие, но есть и исключения. Можно найти множество историй о том, как современные жены-мироносицы прославляют Господа и живут праведной жизнью. Сюда можно отнести сестер милосердия, волонтеров, многодетных матерей, любви которых хватает не только на своих детей, но и на всех нуждающихся в ней, и других женщин, живущих во благо окружающих.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Хоть первой грешницей на земле и была женщина, многие представительницы слабого пола стали почитаемыми в православной вере. Об их подвигах ради любви к Господу Богу можно говорить долгое время. Особое место в православной церкви занимают женщины-мироносицы, которые ничего не боясь, следовали за Христом.

Жены-мироносицы - кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.


Житие жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина . До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна . Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия . Согласно церковным преданиям она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова . Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна . Выясняя, жены-мироносицы кто они, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария . Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

В чем помогает икона «Жены-мироносицы»?

Существует несколько икон, на которых представлены великие женщины. Их можно встретить в церквях и купить для домашнего иконостаса. Многих интересует, о чем молятся женам-мироносицам, так вот иконы являются вдохновением для молящихся женщин на подвиг верности, умиротворения и любви. Перед образом можно просить о прощении за содеянные грехи, об укреплении веры и избавлении от существующих искушений. Помогают иконы обрести тихую и праведную жизнь.

Жены-мироносицы – молитва

Поскольку великие для православной церкви женщины сотворили подвиг во имя любви к Господу, к ним возносят молитвенные обращения, как и к святым. Молитва женам-мироносицам является просьбой, чтобы святые женщины просили перед Господом об избавлении от грехов и прощении. Обращаются к ним, чтобы обрести любовь к Христу, как это сделали они сами. Регулярные молитвенные обращения способствуют смягчению и умилению сердца.


Жены-мироносицы - православие

Согласно церковным канонам день, посвященный святым женщинам, является аналогом 8 марта. Неделя жен-мироносиц начинается после Пасхи на третью неделю, стоит указать, что под словом «неделя» подразумевается воскресенье. В этот праздник женщины в древности обязательно причащались, а затем, проводились веселые празднования. Святые отцы о женах-мироносицах говорят, что каждая женщина на Земле удостоена такого звания, поскольку она несет мир своей семье, рожает детей и является хранительницей очага.

Жены-мироносицы в современном мире

Православие восславляет совсем другие качества женщин, например, преданность, жертвенность, любовь, веру и так далее. Многие выбрали для себя другой путь, ориентируясь на иные ценности, например, славу, деньги, безразличие, но есть и исключения. Можно найти множество историй о том, как современные жены-мироносицы прославляют Господа и живут праведной жизнью. Сюда можно отнести сестер милосердия, волонтеров, многодетных матерей, любви которых хватает не только на своих детей, но и на всех нуждающихся в ней, и других женщин, живущих во благо окружающих.

Икона жены мироносицы

Кто такие жены мироносицы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о событиях, предшествовавших Воскресению Христову . В Страстную Пятницу Спасителя распинают на Голгофе. В этот же день Его Тело с креста снимают тайные последователи Христа Иосиф Аримафейский, важный чин священного Синедриона и фарисей Никодим, участник совета того же Синедриона. Тело Спасителя, обернув в специальное полотно из льна - плащаницу, пропитанную ритуальными маслами и благовониями, запечатывают в пещере, принадлежащей богачу Иосифу Аримафейскому. В субботу, по просьбе иудейских первосвященников, опасавшихся похищения тела Христа и инсценировки Его воскрешения, ко входу в Гроб Господень приставляют римских солдат в качестве караула. В воскресенье к пещере, где был захоронен Спаситель, подошли женщины, близкие к Нему, чтобы обработать Его тело благовониями и миром согласно древним обычаям. Вот они и известны нам как жены-мироносицы , они и изображены в числе других Святых на данной иконе.


Подойдя к пещере, женщины стали размышлять над вопросом: как же уговорить стражников отойти и как отодвинуть огромный камень, закрывавший вход в Гроб Господень? Но им не пришлось долго думать: раздался небесный гром, земля затряслась под ногами и перед ними явился Ангел Господень. Из-за землетрясения камень самостоятельно откатился от входа в пещеру, а стражники, испугавшись нисхождения Ангела, в страхе бежали с места караула. Женам - мироносицам же Ангел Господень поведал радостное известие: Иисус Христос воскрес и вскоре встретится с ними.


В описаниях всех четверых евангелистов количество жен мироносиц разнится. Мы же попытаемся перечислить всех упомянутых женщин в Священном Писании и в церковном Священном Предании. В первую очередь, конечно же, вспомним Святую Деву Марию, Богородицу . Хотя в трудах евангелистов она явственно не указана, а обозначена некая "другая Мария", отличная от Марины Магдалины. Тем не менее Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом, высказывался именно за такую трактовку Писания: "другая Мария" - это Дева Мария , Божия Матерь. Священное Предание указывает, что именноПриснодева первой была удостоена чести увидеть воскресшего Иисуса Христа. Он, явившись ей в белых одеждах, попросил сообщить Его ученикам, апостолам , о Своём Воскресении. Поспешив с благой вестью к апостолам, по пути Богородица встречает Марию Магдалину, где уже перед обеими Мариями снова является воскресший Господь.


Мария Магдалина в Православной Церкви, в отличие от Католической Церкви, не отождествляется с раскаявшейся блудницей, а вспоминается исключительно по евангельским трудам. Первый раз в Новом Завете её имя упоминается в связи с изгнанием Спасителем из неё семи бесов. В благодарность за чудесное исцеление, Мария раздала всё своё имущество и стала следовать за Христом и Его учениками, прислуживая им. Как ближайшая из жен, прислуживавших Христу, Мария Магдалина присутствовала и при распятии Христа, и при Его погребении. По Евангелию от Иоанна, именно Мария Магдалина была первой из жен - мироносиц, узревших воскресшего Христа. Но, как упоминалось выше, мнения об этом у церковных богословов расходятся. После Вознесения Христа Мария Магдалина вместе с Девой Марией и Иоанном Богословом отправились в Эфес, где исцелённая от одержимости помогала самому юному из апостолов в его трудах.


К женам - мироносицам также причисляют: Марию Клеопову , жену Клеопа, брата Иосифа Обручника, Марфу и Марию Вифанских - сестёр Лазаря, воскрешенного Спасителем, Иоанну , жена слуги царя Ирода, которая выкрала усечённую голову Иоанна Крестителя у Иродиады, Саломию , мать апостолов от двенадцати Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева, Марию Алфееву , мать Иакова, апостола от семидесяти и Сусанну , одну из приближенных к Христу и апостолам жен.


Иконе жен - мироносиц молятся о прощении грехов, об укреплении веры и об избавлении от зла и искушения для постижения тихой. праведной и чистой жизни.

1.

2.
[\more]

3.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение. Ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28: 1-2).

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу при восходе солнца. И говорят между собою: кто нам отвалит камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а был он весьма велик. И войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16: 1-5).

«То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». (Лк. 24: 10-12).

«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: ″Жена! Что ты плачешь?″ Говорит им: ″Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его″. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус ей говорит: ″Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь?″ Она, думая, что это садовник, говорит Ему: ″Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его″. Иисус говорит ей: ″Мария!″ Она, обратившись, говорит Ему: “Раввуни!” – что значит “Учитель!” Иисус говорит ей: ″Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему″. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин. 20: 1;18).

Возможно, что говорили они, перебивая друг друга, и оттого у Матфея, Марка и Луки ангел был один – Марк осторожно называет его «юношей в белых одеждах», а у Иоанна их двое – в изголовье и у ног, где лежало тело Его.

Но дело не в этом, а в сути того, что случилось с нашим миром тем ранним-ранним утром первого дня недели.

Вместе с женами-мироносицами в третью Неделю по Пасхе вспоминают праведников Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, что снимали Тело Христово с Креста, пеленали, но, прежде всего, оставались с ним при Распятии Его, тогда как из апостолов там был только Иоанн, а другие Его ученики в унынии и недоумении удалились. Это очень важное свидетельство, поскольку имена и жен-мироносиц, служивших Ему и следовавших за Ним в земном пути, едва упоминаются в Евангелии. Наверное, самое расширенное упоминание – у апостола-евангелиста Луки о Марфе и Марии как о примере многообразия Божьего послушания – духовного и материального, но превосходства – духовного: «В продолжение пути их Он пришел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 38-42).

Прочие же жены-мироносицы не упоминаются совсем, либо мы узнаем их имена из апокрифов Священного Предания. И они, и Никодим, и Иосиф Аримафейский возникают в Христовом окружении в самые страшные для Него и для них последние часы земной жизни Его, они поддерживают обезумевшую от горя Матерь Его. Как говорил в проповеди 21 апреля 1991 года в третью неделю после Пасхи митрополит Антоний Сурожский: «<…> мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя». Но именно они, а не те из Его учеников, которых он созвал на Тайную вечерю, были рядом с Ним. От Него, которого еще менее недели назад приветствовали пальмовыми ветвями, кому толпа кричала «Осанна!», отвернулись все как от казненного позорнейшею из казней, и те же кричали теперь: «Распни Его!» Только Мать Его, Обручник Иосиф, эти женщины, один апостол и двое праведников не утратили ни веры, ни доверия и стояли с Ним подле Креста, на котором страдал за мир их Учитель.

Мы встречаемся с ними вплотную, лицом к лицу, как сказал в той же проповеди владыка Антоний, «во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца. <…> Подумаем о себе и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких – и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим и из страха – не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом».