Конституционный кризис 1993 года кратко

Политический кризис сентября - октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название - Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными президенту. В результате вооружённых столкновений 3–4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры (А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов) были арестованы.

Политический кризис сентября - октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства - избираемый всенародно президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власть принадлежала соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат - Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Государственная дума имела значительно меньшие полномочия по сравнению с распущенным Верховным Советом. К примеру, депутаты утратили контроль над деятельностью административных органов, который они ранее осуществляли посредством формирования депутатских запросов. Исполнительная власть принадлежала правительству (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990‑х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. РФ и страны - участницы Содружества Независимых Государств

Чеченская проблема

Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России второй половины 1990‑х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы. Сепаратизм - политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.

Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов. Регулярно происходили вооружённые нападения на железнодорожные составы, приводившие к полному или частичному разграблению вагонов и контейнеров. Боевики блокировали автомагистрали, перерезали нефтепровод Баку – Новороссийск. В самопровозглашённой республике, с ведома её президента, изготавливались фальшивые рубли, которые затем попадали в Россию.

Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования», который сепаратисты отказались удовлетворить. На следующий день Б. Ельцин издал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», который предусматривал проведение специальной операции при участии соединений и частей Вооружённых Сил при поддержке войск МВД и подразделений федеральной службы контрразведки РФ.

10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни. На момент начала полномасштабной вооружённой операции группировка федеральных сил насчитывала 23,8 тыс. человек, а в составе незаконных вооружённых формирований, с учётом добровольцев и наёмников, было до 13 тыс. человек.

Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 - 31 августа 1996 г.) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 года), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.

Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996 г.) временно прекратило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995–1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказалось на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы (ЛДПР) В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во ІІ туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Продолжавшееся противостояние между законодательной и исполнительной властями, не позволяло решать важнейшие экономические вопросы, тормозило принятие основополагающих законодательных актов. Всё большим влиянием пользовались крупнейшие финансовые группы, представители которых обладали реальной политической властью и контролировали практически все средства массовой информации. Нерешённость чеченской проблемы, частые кадровые перестановки в правительстве (с апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров) окончательно подорвали авторитет президента в обществе.

15 мая 1999 г. впервые в новейшей российской истории на рассмотрение Государственной думы был вынесен вопрос о досрочном прекращении президентских полномочий Б. Ельциным. Согласно конституционным нормам для принятия такого решения должно было быть подано не менее двух третей депутатских голосов. Основанием для импичмента президента Б. Ельцина было пять обвинений в его адрес: развал Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; военная операция в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Но ни один из указанных пунктов не получил требуемого количества голосов. Однако эти события стали серьёзным предостережением для президента.

В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил: «Отечество - вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

РФ и страны - участницы Содружества Независимых Государств

Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами Содружества (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.

Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.

Несмотря на то что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Переход к рынку

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. Рыночная экономика - это экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.

В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Экономическая ситуация в России 1990‑х гг

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990‑х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения. Отечественные реформаторы консультировались с группой специально приглашённых иностранных советников, возглавлявшейся американским экономистом Дж. Саксом. Правительство так же надеялось на получение финансовой помощи от США и стран Западной Европы.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992 г.) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

29 января 1992 г. вышел президентский указ «О свободе торговли». Согласно ему граждане РФ получали право на ведение предпринимательской деятельности в сфере торговых отношений. Появление Указа стимулировало сотни тысяч людей к действиям по смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям. Это происходило на фоне катастрофического сокращения объёмов промышленного производства и падения престижности занятости в сфере производительного труда.

Реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. Российский рынок наводнила импортная продукция, а народное хозяйство стало носить преимущественно топливно-сырьевой характер. Особо тяжёлое положение сложилось в военно-промышленном комплексе. Многим квалифицированным специалистам приходилось уходить в другие отрасли хозяйства, преимущественно в торговлю. Тщетны оказались надежды правительства на ощутимые финансовые вливания из-за рубежа. Западные страны обещали России 24 млрд долларов, однако на деле выделили в два раза меньшую сумму. На эти деньги, полученные в форме кредитов, РФ должна была осуществлять продовольственные закупки у своих же кредиторов.

За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Большинство предприятий охватил кризис неплатежей. К 1 июню 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн рублей. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей - олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 % от начала 1990‑х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990‑х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся на протяжении почти всех 90‑х гг.

Результатом аграрных преобразований начала 1990-х гг. стало то, что по состоянию на 1996 г. государственный сектор охватывал 13% сельхозугодий, 61% земель принадлежал коллективным хозяйствам, 11% было в личной собственности граждан, а оставшиеся 14% угодий не использовались в сельском хозяйстве.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности, теневую экономику и коррупция - использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993–1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики, путём сочетания упрочнения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений. К началу 1996 г. удалось обуздать инфляцию. За счёт доходов экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности, замедлилось падение производства. Наблюдалось снижение уровня безработицы и темпов роста потребительских цен. Специалисты начали отмечать первые признаки оживления некоторых отраслей народного хозяйства, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50%. В этой ситуации страна пережила дефолт - невыполнение государством денежных обязательств. Причину этого следует искать в завышенном курсе национальной валюты, который не соответствовал низким показателям эффективности отечественной экономики. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко второй половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Преодолению бюджетного дефицита, не в последнюю очередь, способствовал рост мировых цен на нефть. Но жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Конституционный кризис 1992-1993

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

(Перенаправлено с Конституционный кризис)

Перейти к: навигация, поиск

Политический кризис в Российской Федерации 1992-1993 годов - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны - руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители исполнительной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 в центре Москвы.

1 Предпосылки противостояния

2 Хронология политического кризиса

2.1 Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

2.2 Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

2.3 Разгон Верховного Совета

2.4 Поэтапная конституционная реформа

4 Литература

5 См. также

Предпосылки противостояния

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего - конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах.

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием - декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара

9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства

10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова

12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции

14 декабря 1992 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления», однако, как выяснилось лишь через несколько дней, реально подписан был совсем другой указ

23 марта 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности

28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова). Попытка импичмента провалилась, т. к. к этому моменту появился настоящий текст указа, не содержащий грубых нарушений Конституции. За импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (т.е., 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против - 268.

29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум

21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

Всероссийский референдум, он включал 4 вопроса:

Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 % за)

Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 % за)

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 % за)

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 % за)

В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. Согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам, необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей. Противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, разогнанная ОМОНом. Были жертвы, в т.ч. один ОМОН"овец (Владимир Толокнеев)

1 сентября 1993 года - Президент указом № 1328 временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту». Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции позже не подтвердились (подпись Руцкого на компрометирующих его документах оказалась поддельной).

3 сентября - ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента А. Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается.

Разгон Верховного Совета

Основная статья: Разгон Верховного Совета РФ (1993)

21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов прекратить свою деятельность, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в Государственную Думу

21-22 сентября 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда.

23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). Произошло нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших. СМИ и сторонники президента обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета. Открывается X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который, с соблюдением всех законных процедур и при наличии необходимого кворума, утверждает постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».

30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.

3-4 октября 1993 года - после захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

Поэтапная конституционная реформа

5 октября - распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. И. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400

7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи).. Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)

11 октября - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

22 октября - Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

24 декабря - Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

25 декабря 1993 года - Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России

11 января 1994 года - в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

23 февраля 1994 года - Государственная Дума приняла постановление об «амнистии» участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября - октября были прекращены.

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3‑4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00 . Подписывая указ, Ельцин ссылался на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью , ставшей, по мнению президента РФ, в условиях экономического кризиса препятствием на пути экономических реформ и превращение Верховного Совета в "штаб неконструктивной оппозиции", занимающийся политической борьбой.

В подготовленном главой государства указе предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через час после телевизионного обращения Ельцина председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов выступил на экстренном совещании депутатов в Белом доме, где квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот .

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию в двенадцати пунктах и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая своё заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице‑президента Александра Руцкого.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х cъезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице‑президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" — Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.
Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято‑Даниловом монастыре при посредничестве патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.

Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния", ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона призвал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.

В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице‑президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Стреляли из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" были взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Спустя несколько месяцев Государственная дума объявила политическую амнистию участникам событий сентября‑октября 1993 года.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в ходе событий 21 сентября — 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

В результате трагических событий 3-4 октября 1993 года в Москве Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были ликвидированы. До избрания Федерального Собрания и принятия новой Конституции в РФ устанавливалось прямое президентское правление. Указом от 7 октября 1993 года "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ" президент установил, что до начала работы Федерального Собрания вопросы бюджетно‑финансового характера, земельной реформы, собственности, госслужбы и социальной занятости населения, ранее решаемые съездом народных депутатов РФ, теперь осуществляются президентом РФ. Другим указом от 7 октября "О Конституционном Суде РФ" президент фактически упразднил этот орган. Также Борис Ельцин издал ряд указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция России, в которой такой орган государственной власти, как съезд народных депутатов, уже не упоминался.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Конституционный кризис Российской Федерации и возможный выход из него

1. ПРИЧИНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ

1993 год окончательно выявил наличие глубокого кризиса конституционного строя Российской Федерации.

Первая его причина заключается в незавершенности перехода к новой форме правления: от советской
республики к подобию республики президентской. По пути образовался как бы провал: в действующий Основной закон внесли блок поправок к «первой» и «третьей» властям (учредив должность Президента РФ, судебные гарантии прав человека, Конституционный суд РФ и др.), но мало что изменили во «второй» власти - законодательной. Возник постоянный очаг напряженности между четырехэтажным институтом «советской власти», называющим себя высшим органом государственной (но не законодательной) власти - Съездом, Верховным Советом, его Президиумом и Председателем - и новыми институтами, желающими быть не просто исполнителями, но властью.

Вторая причина - мировоззренческая, определяющая конфликт между либеральными реформаторами про-западной ориентации и традиционалистами-патриотами. Прежняя волна «многопартийности», в основе которой лежало двухполюсное, ожесточенное противостояние коммунистов и демократов, ушло; ей на смену пришел не менее ожесточенный, многократно усиленный тяготами, извечный российский спор западников и почвенников, дополняемый различиями между радикалами и оппортунистами, новым и старым истэблишментом. Схлестнулись три партии, не оформленные организационно, но расходящиеся идейно: левые, центристы, правые.

Третья причина - обострение разногласий между Федеральным Центром и регионами. Она была заложена самой губительной ленинско-сталинской моделью этнического принципа построения Государства. Сверхцентрализация внезапно рухнула, и на простор вырвались многие давние обиды. Во многих местах быстро оперилась национальная элита, которая ловко использует инстинктивное противление центру, раздувает эмоциональную сторону племенного подхода к новому государственному строительству. Бацилла нео-трайбализма перекинулась из Югославии на Россию.

Четвертая причина: крушение Союза ССР. Принимая Декларацию о государственном суверенитете России, мы ратовали за Союз как конфедерацию, но на упрямстве иных и пустословии других не получили вообще почти ничего, все пошло прахом и кровью... Подписание и последующая ратификация Беловежского соглашения о роспуске СССР и образовании СНГ сделаны с рядом серьезных правовых изъянов. Отвергнуто было волеизъявление народов на всесоюзном референдуме в марте 1991 г. высказавшихся за сохранение Союза, нарушены были и союзная и российская Конституции. Это дает самые весомые козыри тем силам, которые видят в конституционной реформе в России нежелательное закрепление Беловежских соглашений.

Пятая причина: жестоко смущенное общественное сознание. По нему были нанесены сильные удары в виде разрушения Варшавского договора, Союза ССР, начавшейся дезинтеграции России, падения роли и престижа русского народа. Накладывается здесь и происходящий геополитический переворот, постепенная утрата Россией роли весомого фактора мировой политики, сверхдержавы. Все это вызывает внутренний протест против предлагаемых перемен, размывает правосознание граждан РФ.

Шестая причина: параллельное осуществление радикальной экономической реформы. Шоковый переход к рынку, стремительная «капитализация» хозяйственных структур и требования дополнительных полномочий для исполнительной власти повсеместно привели к чрезвычайщине - и в Москве, и во всей России. Правление с помощью указов и распоряжений повлекло неизбежное разрушение правовой системы: подзаконные акты стали" выше закона, выше Конституции. Мгновенная потеря накоплений и уверенности в социальной обеспеченности не дают оснований для легитимности чрезвычайных полномочий.

Седьмая причина заключается в слишком большой роли субъективного, личностного влияния на политику России людей, которые не проявили должного искусства в управлении великим континентом, каковым является Россия. Большевистский синдром излишней самоуверенности, комплекс мессианства, нездоровая амбициозность наложили печать на действия многих правителей.

Серьезной причиной глубочайшего конституционного кризиса стал кризис политический, ибо большая часть словесно ратующих за современные преобразования не сумела смирить гордыню и сплотиться вокруг принятия новой Конституции. Не удержавшись от амбиций, состязаясь в утопических прожектах и язвительных комментариях, эти политики и преданные им средства массовой информации шумно влились в армию оголтелых борцов с реформой.

2. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Новая Конституция все не принимается и исподволь происходит девальвация конституционного строя. Напоминает ли все ныне происходящее стабильность конституционного строя? Об этом приходится только мечтать.

«Брежневская» Конституция РСФСР простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Предыдущий состав депутатов уже корректировал Конституцию: в горбачевское время, в 1989 году, внеся в нее 25 поправок.

Нынешний корпус пошел дальше и уже принял 7 законов о 340 изменениях действующей Конституции РФ. В 1990 году внесено 53 поправки, в 1991 году - 29 поправок, в 1992 году - аж 258 (!) изменений. И на этом перекройка Основного закона (кажется, лишь только по названию остающегося "основным") не завершится. Появятся новые законы Верховного Совета и Съезду вновь найдется работа – латать под них Конституцию.

Символично, что известный жаркий спор с рукоприкладством на седьмом Съезде был вызван как раз поправками, которые - по мнению части депутатов - изменяют основы конституционного строя России. Раздававшиеся крики и (редкие) глухие удары стали лучшим свидетельством: Конституция должна быть защищена от произвольного желания законодателя с легкостью поменять любое не понравившееся ему положение, в том числе - основополагающее.

Создатели любой Конституции не желают легкой переделки своего детища, но вполне допускают, что текст может быть изменен с целью его улучшения. Однако, всегда возникает вопрос: следует ли делать процесс внесения поправок в Основной Закон простым, «демократичным»?

Жизнь показала, что Конституция нуждается в защите. Степень легкости внесения поправок напрямую связана с обеспечением стабильности и порядка в государственных делах. Конституции целого ряда стран предусматривают усложненный порядок их изменения, что служит сохранению преемственности оправдавших себя политических и экономических основ общества.

Какой способ обеспечения устойчивости конституционного строя видим мы?

Предлагается, чтобы новая Конституция состояла как бы из частей. В первом разделе закрепляются основы конституционного строя. Эта «конституция в конституции» вовсе не презюмирует противоречивость документа. Напротив, первый раздел выступает гарантом устойчивости и непротиворечивости всего Основного закона. Разработчики стремились к тому, чтобы основополагающим ценностям, на которых базируется Конституция, последующими поправками не был нанесен непоправимый ущерб, и нашли для этого адекватные юридические средства: положения остальных разделов не могут противоречить выделенным в начале основам строя, принимаемым и изменяемым особым способом. Этот особый способ придает основам конституционного строя верховенство по отношению к остальной части Конституции.

Особых способа три: либо принимать основы на всенародном голосовании, либо - тремя четвертями голосов, либо - в каждом субъекте Федерации.

3. ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНДУМА

Изначально мы предлагали, чтобы участие самих граждан в принятии новой Конституции - через референдум по основам - могло бы повысить ее легитимность, обеспечить общеприемлемость ее положений. Однако, от этой идеи, по-видимому, придется отказаться.

Идиллия конца 1992 года длилась недолго. Сразу после завершения новогодних и рождественских каникул начались бурные консультации по вопросам проведения общероссийского референдума 11 апреля 1993 г.

Вывод почти у всех - ощущение надвигающейся грозы.

Налицо опасность серьезного конфликта между федеральной властью и властными элитами ряда республик в составе РФ. Ряд руководителей уже заявили о нежелании проводить референдум РФ на своей территории. Другие заявляют заведомо неприемлемые в федеративном государстве требования к референдуму, свидетельствующие о стремлении под шумок превратить РФ в межгосударственное образование «a-la» СНГ. Идущее ныне укрепление национальных элит дает им все рычаги для срыва малолюбезного голосования, затеваемого центром. Возможно, что будет повторен «эффект 17 марта 1991 г», когда на «вопрос Горбачева» нашелся «вопрос Ельцина»: жди тогда при соединения «своего» (альтернативного) вопроса к «чужому», т.е. российскому.

Проявляются серьезные противоречия в содержательном подходе различных политических сил. Можно привести несколько ярких пар противоположных подходов.

Референдум не нужен, его надо отменить или бойкотировать считают одни; нельзя узурпировать право народа на референдум, который необходимо проводить - говорят другие. Референдум поможет спасти РФ от развала, преодолеть сепаратизм и национализм - говорят одни; нет, референдум окончательно разрушит единство РФ - возражают им. Главный вопрос референдума - кому народ доверяет принятие новой Конституции - заявляют одни; здесь нет вопроса, ибо по действующему Основному Закону принять новую Конституцию должен только Съезд - резонно замечают им в ответ. Референдум должен быть на один вопрос об основах, которые нельзя разорвать, они целостны - один тезис; сам народ должен сделать выбор по нескольким спорным вопросам - контр-тезис.

Основы должны базироваться на проекте Конституционной комиссии - полагают одни; мы будем вести беспощадную борьбу с проектом Конституционной комиссии в любом виде - непримиримо восклицают им в ответ. Референдум приблизит нас к принятию новой Конституции, К право вой реформе - замечают первые; вовсе нет, референдум окончательно разрушит правовую систему, усилит хаос, отвечают им.

Я привел лишь самые характерные пикировки. За ними крупные интересы, несовместимые убеждения, противоположная культурная ориентация... За ними - призрак беспощадной борьбы.

Активно включилась в процесс Конституционная комиссия РФ: проведя пленарное заседание, два совещания с лидерами ведущих российских политических объединений, рабочая группа предложила предварительный текст «Основ...», выносимых на референдум. Этот текст был взят за основу Президиумом ВС РФ (вариант Президиума ВС РФ публикуется в данном выпуске «Конституционного Вестника» - Ред.) и разослан в комитеты и комиссии.

На наш взгляд, если и проводить референдум, то на него следовало бы вынести содержательный текст основ новой Конституции России: 10-12 тезисов в едином связном тексте. К положительным сторонам относятся неконфронтационность текста, который подготовлен на основе неоднократно утвержденного проекта; юридическая цельность. При этом требуется один-единственный вопрос: согласны ли граждане, чтобы новая Конституция была основана на таких вот положениях или нет?

По сути, это призыв сказать «да» стабильному будущему России и преодолеть разрушение государства.

Согласен, что текст наш излишне длинный, не совсем понятный обывателю, к тому же он вызывает малопонятное беснование со стороны ультра, которым все чудятся тени заговорщиков... Но он нацелен на сопричастность, а не раздор.

Но есть, увы, и другой подход среди тех, кто ратует за референдум: провести народное голосование по 6 кратким и принципиальным вопросам. Вопросы при этом как бы понятны гражданам; бюллетень короткий воспринимается легче психологически; народ имеет возможность реального выбора в ключевых проблемах.

Как мне кажется, перечень коротких вопросов не составляет целостных основ конституционного строя; они конфронтационны, резки, а значит, к ним обязательно добавят альтернативные формулировки - это разобьет голоса избирателей и ни один вопрос не наберет искомого большинства. В таком случае возникнет опасность деления вопросов на "ельцинские" и "хасбулатовские", референдум неизбежно политизируется, раскол в обществе возрастет.

Приходится с сожалением установить, что такой подход исповедуют Ельцин и его окружение...

4. КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

Идея референдума возникла из оправданного стремления разрешить углубляющийся конституционный кризис в России, особенно - на уровне федеральный властей. Но является ли референдум единственным способом выхода из кризиса власти?

Анализ показывает, что если власти откажутся от референдума как средства единения через легитимацию нового и прочного конституционного порядка, то от референдума надо отказаться. Мы за последние годы нагородили столь много, что пора научиться извлекать уроки до того, как непоправимое уже случилось...

Что же вместо референдума?

Мы предложили путь внесения изменений в постановление Съезда от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя РФ». Руководителям федеральной власти в виду угрозы государственному единству РФ было предложено выступить с совместной инициативой созыва внеочередного Съезда - в марте-апреле с.г. При этом необходимо ограничить повестку дня, сведя ее к пересмотру решения о референдуме и к принятию решения о политической реформе в РФ.

Впрочем, внеочередной Съезд может шарахнуться и покуситься на вопросы, далекие от тех, для решения которых он созывается. Надеюсь, что этого не случится: при всей сложности его характера, наш Съезд не раз уже выказывал государственную мудрость, принимая взвешенные, стабилизирующие решения.

Наш вариант «Согласованных предложений по укреплению и развитию конституционного строя Российской Федерации» (он публикуется в данном выпуске «Вестника» - Ред.) предполагает два этапа. Сначала - достичь политического согласия вокруг пакета предложений. Затем - оформить их юридически квалифицированным большинством Съезда.

Итак, красивая и четкая схема переходного периода условно разделяется на четыре этапа: принятие согласованного решения о политической реформе и его конституционное оформление; согласование спорных моментов и утверждение новой Конституции РФ; принятие Избирательного кодекса, назначение и проведение перевыборов; созыв нового Верховного Совета РФ.

Данный маневр, возможно, позволит избежать обострения в обществе и предотвратить развал России, спасти трудную ситуацию. Перевыборы могут всплыть как неизбежный и наиболее мирный способ ухода от развала: вокруг идеи перевыборов может возникнуть долгожданное мощное согласие противостоящих политических сил. Это подтвердили многочисленные Круглые столы, хотя нельзя упускать из виду политический интерес их непосредственных участников, желающих своего избрания.

Будет обеспечен этот переход или нет - зависит от решимости на нескольких уровнях.

Нужно взаимопонимание между лидерами трех ветвей власти, которые порою забывают, что они не просто граждане, с упоением вставляющие друг другу пистон. Многое зависит от выдержки и дальновидности Президента РФ, которому остался последний шанс перестать быть «президентом демократов» и составить вместе с законно избранным вице-президентом консолидирующий центристский тандем.

Нужно согласие между основными общероссийскими Политическими объединениями. Их Круглый стол мог бы вполне работать самостоятельно, без государственной опеки и услужничества, но основываясь на самоуправлении и честном поиске разумного решения. Иначе, как и все предыдущие идеи, идея Круглого стола захиреет, обесценится и рассыпется прахом...

Наибольшую Трудность вызывает уговор между федеральной властью и регионами. Мало встречаться с руководителями республик. Важно обратиться непосредственно к жителям всех регионов России, уловить их волю, забытую федеральной властью, увлеченной верхушечной борьбой.

Нынешние раздоры и межплеменные разборки стали возможными потому, что утрачена объединительная идея. Нет худа без добра. Сегодня такой главной цементирующей идеей становится задача упрочения российского государства как официального и вызывающего всеобщее доверие представителя многогранного российского общества.

Восьмой Съезд стоит перед трудным выбором. Ранее выбор чаще был верным, нежели неверным. С Богом - на этот раз.

Изданием этого указа президент фактически нарушил действовавшую на тот момент конституцию. После этого он де-юре отстраняется от должности, согласно действовавшей на тот момент конституции. Президиум Верховного Совета зафиксировал этот факт. Верховный Совет заручается также поддержкой Конституционного суда, который подтверждает тезис о том, что действия президента неконституционны. Ельцин игнорирует эти выступления, де-факто продолжая выполнять обязанности президента.

Власть переходит к Руцкому

22 сентября Верховный Совет голосует за законопроект о прекращении полномочий президента и переходе власти к Руцкому. В ответ на это на следующий день Борис Ельцин заявляет о досрочных президентских выборах, которые назначаются на июнь 1994 года. Это опять противоречит действовавшему законодательству, потому что решения о досрочных выборах может принимать только Верховный Совет.

Обстановка обостряется после нападения сторонников народных депутатов на штаб Объединенных вооруженных сил СНГ. В результате столкновения два человека погибают.

24 сентября снова заседает чрезвычайный Съезд народных депутатов. Они утверждают прекращение Ельциным полномочий президента и переход власти к Руцкому. Действия Ельцина при этом квалифицируются как государственный переворот.

В ответ уже 29 сентября Ельцин объявляет о создании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную думу и назначении ее председателем Николая Рябова.

Кульминация конфликта

Своего апогея конституционный кризис в России в 1993 году достигает 3-4 октября. Накануне Руцкой подписывает указ об освобождении Черномырдина от должности председателя правительства.

На следующий день сторонники Верховного Совета захватывают здание мэрии в Москве, расположенное на Новом Арбате. Милиция открывает огонь по демонстрантам.

Затем следует провалившаяся попытка штурма телецентра "Останкино", после чего Борис Ельцин вводит в стране чрезвычайное положение. На этом основании в Москву входит бронетехника. Здание Дома Советов штурмуют, что приводит к многочисленным жертвам. По официальным сведениям, их около 150, по данным очевидцев, может быть намного больше. Российский парламент расстреливают из танков.

4 октября лидеры Верховного Совета - Руцкой и Хасбулатов - сдаются. Их помещают в следственный изолятор в "Лефортово".

Конституционная реформа

На этом конституционный кризис 1993 года продолжается, очевидно, что нужно действовать незамедлительно. 5 октября распущен Московский совет, уволен генеральный прокурор Валентин Степанков, на место которого назначен Алексей Казанник. Увольняются главы регионов, поддержавших Верховный Совет. Своих руководителей лишаются Брянская, Белгородская, Новосибирская, Амурская, Челябинская области.

7 октября Ельцин подписывает указ о начале поэтапной реформы конституции, фактически взяв на себя функции законодательной власти. Члены Конституционного суда во главе с председателем складывают с себя полномочия.

Важным становится указ о реформе органов местного самоуправления, а также представительных органов власти, который президент подписывает 9 октября. Назначаются выборы в Совет Федерации, проводится референдум по проекту конституции.

Новая конституция

Основным последствием конституционного кризиса 1993 года становится принятие новой конституции. 12 декабря на референдуме ее поддерживает 58% граждан. Фактически отсюда начинает отсчет новая история России.

25 декабря документ официально опубликован. Также проходят выборы в высшую и низшую палаты парламента. 11 января 1994 года они начинают свою работу. На выборах в федеральный парламент убедительную победу одерживает ЛДПР. Также места в думе получают избирательный блок "Выбор России", Коммунистическая партия Российской Федерации, "Женщины России", Аграрная партия России, блок Явлинского, Болдырева и Лукина, Партия российского единства и согласия и Демократическая партия России. Явка на выборах составила почти 55%.